Триединство хлеба славя...

Ставший традиционным и полюбившийся уже горожанам Праздник хлеба, грандиозное театрализованное действо, организованное Государственным центром “Хлеб”, Ассоциацией “Хлебопеки Санкт-Петербурга” и городской администрацией, в этом году состоится 22 сентября на площади Островского.

Идея проведения торжества, посвященного хлебу была впервые осуществлена в Петербурге в 2000 году. Время проведения праздника, вобравшего в себя черты исконных народных традиций и обычаев, выбрано не случайно. Осень - пора сбора урожая, время свадеб, праздников и гуляний на Руси. В старину старинный славянский праздник урожая Овсень, или Овсенины, символизировавший переход от лета к осени, отмечали повсеместно и широко. Прощаясь с летом, всюду жгли костры, пели песни, устраивали игрища. На Овсень чествовали солнце и радовались плодам своего труда, что вполне понятно и естественно для крестьянина, жизнь и благосостояние которого во многом зависели от собранного урожая, являющегося основным показателем успешности прошедшего и надежности будущего года. На Руси праздник урожая (Рода и Рожаниц), всегда справлялся девятого сентября. Западные славяне в этот день чествовали Световита большим пирогом. Во время старинного православного праздника - третьего Хлебного или Орехового Спаса (Спас Нерукотворного Образа), отмечавшегося 29 августа, крестьяне также благодарили Бога за урожай. По установившимся традициям, к этому празднику даже самым неторопливым хозяевам полагалось дожать последний сноп. В этот день было принято приносить в храм хлеб, испеченный из зерен нового урожая, и колосья для освящения. В старину в деревнях накрывали общий стол, варили пиво и зазывали гостей. Народные названия увязывают эти праздники с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба). Третий Спас хлеба припас, говорили в народе. Основа урожая хлеб - не только на многие века являлся основным продуктом питания и денежным эквивалентом - он определял политику государства. Во все века его нехватка больно сказывалась на благосостоянии населения. Так, в результате засухи в Поволжье погибли без хлеба миллионы голодающих. Согласно пресловутому “закону о пяти колосках в 30-е годы можно было легко получить расстрел, а маленький кусочек блокадного хлеба в 125 граммов спас не одну жизнь в осажденном Ленинграде. Посему уже в соответствии с указами Петра создавались государственные запасы хлеба, контролировалась его цена и качество. А в 20-е годы ХХ века была учреждена Государственная хлебная инспекция взявшая под контроль торговлю зерном и хлебопродуктами.

Петербург стал первым городом в России, где придумали Праздник хлеба, явивший собой симбиоз многих народных традиций. Практически все хлебозаводы города (в прошлом году их было более двух десятков) представили здесь свою продукцию - огромное количество сортов хлеба, булок, бубликов, сушек, пряников. На современной ярмарке хлебопечения около 300 профессиональных артистов пели, плясали, проводили конкурсы и викторины. Белая русская печь (в таких когда-то пекли у избах хлеб), превратившись в подвижную эстраду, объезжала лотки, палатки и шатры хлебопекарных предприятий, и каждому из них пелся гимн-славословие. Прекрасно смотрелась театрализованная хореографическая миниатюра, символизирующая воина-землепашца. Рыцари в доспехах воплощали исторические мотивы: в старину ведь мужчины пахали землю, а меч и доспехи лежали рядом. Что приятно, торжество не обернулось эстрадно-попсовой солянкой. Получился прекрасный, действительно фольклорный праздник, народное гулянье с гармонистами в толпе, скоморохами, непрерывно развлекавшими публику, лоточниками и коробейниками, раздававшими бублики и пряники. Народный артист России Эдуард Хиль спел гимн Хлебу. Не забыли и детей: для них была подготовлена развлекательная программа с куклами-великанами, клоунами, выступлениями детских коллективов.

В этом году праздник перенесен на большую, с правильной симметрией и великолепными петербургским декором площадь Островского перед Александринским театром. Нынешнее действо будет отличаться некоторыми новыми идеями и решениями, претворяемыми в жизнь режиссером-постановщиком Владимиром Соколовым. У театра расположится большая сцена с новыми великолепными декорациями художника Александра Пастернака. Яркие, подсвеченные, они движутся, приковывают взор и создают вместе с прекрасной музыкой ощущение праздника. В центре огромная мельница с вращающимися крыльями, по краям - атланты-хлебопеки, которые держат свод из хлебных булок и декоративные старинные пушки, стреляющие конфетти. Зазывалы будут приглашать народ с Невского на гулянье. По одной стороне садика двинется шествие, во главе которого настоящая русская печка с домовым, шутами, клоунами и ярко наряженными скоморохами с балалайками. За печкой оркестр хлебопеков, где все музыканты одеты в поварские колпаки и фартуки, следом повара с поварятами, наконец - ряженые с лотками, наполненными кренделями и бубликами. Впереди второй колонны земледельцев-хлеборобов могучий богатырский конь, запряженный в сказочный плуг, за рычагами которого символический лубочный пахарь - плечистый Микула Селянинович в русских портах и рубахе. Потом косцы-косари с косами, следом бабы с серпами, за ними дети со снопами. Замыкают шествие скоморохи, ряженые с дудками и трещотками и ратные люди. Обе колонны встречаются у мельницы, и все вместе олицетворяют триединство хлеба: святой труд хлеборобов-землепашцев, которые хлеб сажают-убирают, мукомолов на мельнице, перемалывающей зерно в муку и хлебопеков, которые пекут из муки хлеб. Это находка создателей действа.

После вручения “Хлеба-соли” представители Епархии, всегда с удовольствием принимающие приглашение принять участие в торжестве, благословят собравшихся и освятят, окропляя святой водой, продукцию питерских хлебопеков. Гвоздем праздника, наверняка, будет яркий, очень интересный конкурс “Чудо-продукт”. Самый большой, самый длинный, самый оригинальный и так далее - более 20 номинаций на призы зрительских симпатий. Фантазия хлебопеков заработает безудержно и воплотится в конкурсные изделия. Каждое предприятие, показывая лицо, изобретет что-то свое: огромный пирог, длиннющий батон, вазу из хлеба... Более широким будет петровский блок праздника, включающий театрализованное представление с танцами XVIII века и костюмированным мимансом. Как и в прошлом году Петр I, Меньшиков и арап Ганнибал - на Петровской ассамблее. Алексашка, исполнив русскую народную песню, перепоет Ибрагима. Петр велит Меньшикову вспомнить, как тот пирожками торговал, они возьмут лотки и вместе со ряжеными пойдут раздавать народу калачи и бублики. На двух малых сценах, слева и справа от Александринского театра и на самой площади завертится круговорот концертно-игровых программ с куклами-великанами, и скоморохами, с участием хореографических, вокальных, фольклорных и эстрадных коллективов и исполнителей, театров под открытым небом. Всюду - игры, шутки, розыгрыши, конкурсы, викторины с вручением призов публике. В финале прозвучит “Русское поле” в исполнении “Великорусского хора”, а небо расцветит красочный фейерверк!

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz