Николай Буров. Буров в трех ипостасях

Сегодня у нас в гостях народный артист России, ведущий актер Александринского театра Николай Буров. В этом году у него двойной юбилей: Николаю Витальевичу исполнилось пятьдесят лет, и двадцать пять из них он посвятил служению родному театру.

Неуемная энергия, круг интересов Бурова вызывают восхищение. Только в Александринке он занят в семи спектаклях текущего репертуара, много сил отдает работе на радио, как признанный мастер художественного слова читая стихи и прозу. Помимо съемок в кино и на телевидении актер занят в озвучивании иностранных фильмов. Мало того, человек активный и энергичный, Буров находит время и душевные силы для общественной деятельности. Он является председателем СПб отделения Союза Театральных Деятелей России (СТД) и депутатом 78 муниципального округа Петербурга первого и второго созыва. О том, как повысить качество своего жилья, о работе депутатов и особенностях театрального бытия - наш разговор.

 

Кто в тереме живет?

- Николай Витальевич, первый вопрос банальный. Вам довелось жить в коммуналке? Как решались тогда жилищные проблемы?

- Будучи студентом, захотел на свободу, ушел из семьи и жил в 5-й роте Лейб-гвардии Измайловского полка. Это была громадная квартира в мансарде с коридорами-лабиринтами. По утрам в своей комнате с голландской печкой ставил пластинку на проигрыватель и поднимался под звуки гвардейского марша. Коммуналка тогда была нормой жизни. Потом началась эра "хрущевок", которые на тот момент здорово решили проблему. Помню первые опыты крупноблочного строительства, Щемиловку в Невском районе, где впервые был опробован совмещенный санузел. Заметно тогда продвигалась городская очередь на получение отдельных квартир, да и по обмену довольно легко можно было подобрать нужную жилплощадь. К началу девяностых возможность получения государственного жилья стала призрачной.

- Вы могли бы оценить ситуацию на рынке жилья сегодня, как гражданин, депутат и общественный деятель?

- Граждане, работающие в бюджетной сфере (не говоря уже о пенсионерах), в основной своей массе не в состоянии обеспечить себя жильем. Его покупка требует долгих лет отказа во всем. Мы бедны, без энергичных действий государства по строительству социального жилья эту проблему, естественно, не решить. Любое государство, считающее себя развитым и экономически благополучным, опирается прежде всего на главный, наиболее стабильный слой общества - средний класс. А у нас средний класс практически отсутствует. Парадокс, но недвижимость в Петербурге пользуется ныне повышенным спросом, и цены на нее постоянно растут. Жилье нужно не только богатым людям, но и тем, кто отдает последнее. Его покупают и граждане, имеющие неучтенные доходы, и предприниматели со всей России, и лица других национальностей. А для Москвы (с ее ценами) недвижимость в Питере - просто лакомый кусочек.

- Каким же образом удалось хотя бы частично решить проблему жилья для представителей культуры и искусства нашего города? Не так давно в новом доме были предоставлены квартиры сотрудникам БДТ им.Товстоногова. В начале марта также состоялась торжественная сдача первой очереди дома на улице Лени Голикова, часть квартир в котором получили известные питерские артисты и режиссеры?

- История вопроса восходит еще ко временам, когда СТД руководили В.Стржельчик и А.Толубеев. Было приложено немало усилий, удалось договориться с администрацией города о выделении т.н. "пятна застройки", подыскать инвестора и подрядчиков. Это, практически, социальное жилье, и получают его в первую очередь городские очередники. Наша доля 12 квартир (зачет стоимости участка застройки) - покрывает лишь малую часть требуемого, ведь на бюро правления СПб отделения СТД рассматривались заявки всех городских театров. Сейчас в этом списке около шести десятков фамилий тех, кто наиболее остро нуждается. Тем не менее, впервые за последние десять лет артисты по линии СТД получат бесплатное жилье. В Веселом поселке восемь квартир по этой программе будут выделены в будущем году.

 

О театре замолвите слово

 

- Совсем недавно в нашем городе отмечался День театра в рамках такого громадного события, как 300-летний юбилей Петербурга. В этом году прошли также такие грандиозные театральные акции, как Фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии, Национальная театральная премия и фестиваль "Золотая маска". Три месяца продлится XI Международный музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей". Как вы оцениваете происходящее?

- Событий в нашей театральной жизни масса, и все они носят достаточно праздничный характер. Кто бы что ни говорил,

мы - театральная столица. У нас только по телефонному справочнику можно насчитать 67 театров, и это еще не весь список. И везде - полные залы по вечерам. Значит, театр нужен тем зрителям, которые приходят, а такие маленькие подробности, как маленькая зарплата актеров и отсутствие у них жилья порой остаются "за кадром". Хотя, если раньше театр являлся идеологическим инструментом партии, то сейчас его можно в большей мере считать чистым искусством, зависящим однако в какой-то степени от влияния денег. Театр обращен к духу человеческому, но тот театр, который начинает заниматься унижением духа, меня огорчает, хотя я против лживого всплеска: "ах, все замечательно, и только!". Ни в одной душе нет только светлого, обязательно есть темное, есть вечная борьба добра со злом. Так же и в театре: поднимается занавес, публика замирает и получает со сцены нечто такое... Мы - лицедеи, и никуда от этого не деться.

- Союз Театральных Деятелей, как некая составляющая жизни питерского театра, выполняет свои задачи? В чем они заключаются?

- Наш Союз это независимая общественная организация, плодотворно

существующая уже 125 лет, играет прежде всего объединительную, координирующую роль. Это опора, стимулятор творческих исканий и процессов. Мы определяем ориентиры более широкого ознакомления публики и театральной общественности с тем, что происходит на уникальном театральном пространстве города, имеющем множество направлений. Мы принимаем участие во многих творческих проектах, вплоть до общероссийских и международных. Каждый театр по отдельности имеет свою силу, все вместе, собираясь в союз, мы представляем куда более мощную энергию, можем решать более сложные задачи, можем спорить с чиновниками. Сейчас пошла мода на клубы: английский клуб, всемирный клуб петербуржцев и так далее. Наш дом на Невском,86, где мы находимся около 80 лет, это тоже некий клуб. Это сцена, которая позволяет нам не только капустники играть, но и проводить вечера памяти, вспоминать ушедших, думать о юбилярах нынешних. На репетиционных площадях проходят репетиции самостоятельных работ, которые можно представить коллегам и театральным светилам. У нас отличная библиотека на 300 тысяч томов. Мы, имея два дома ветеранов сцены, поддерживаем проживающих там одиноких стариков, средний возраст которых - 87 лет. Более ста пожилых актеров и режиссеров продолжают творческую жизнь, позволяющую сохранять человеческое достоинство. Это, если хотите, богоугодное заведение, которое было открыто на средства Заслуженной артистки Императорских театров Марьи Гавриловны Савиной. Она и стояла у истоков создания Российского театрального общества, явившегося прообразом СТД России. Мы продолжаем поддерживать санатории и дома отдыха. У члена Союза есть возможность поехать летом на отдых и лечение, оплатив лишь себестоимость путевки, которая в два раза ниже цены реализации.

 

Депутатом быть не просто

- Помимо служения театру вы уже шестой год являетесь депутатом местного совета? Удается ли что-то решать на этом уровне?

- Муниципальные власти нормального здорового самоуправления за границей значат очень много, имеют действенные рычаги власти. Ни один нефтяной шейх не купит себе участок на берегу Женевского озера и не будет там жить без разрешения местных властей. Наше самоуправление довольно беспомощно. Так, ни один районный чиновник не хочет видеть сильные муниципальные советы: это ущемление его прав и угроза его креслу. Совет в нашем округе, расположенном в центре города, где живет 15 тыс. горожан, а проходит за день до 1 млн. людей - единственный, который был в полном составе переизбран на второй срок. Если мы "сидим на мусорном бачке", то надо не лезть в политику, а заниматься практическими делами и пытаться сделать так, чтобы из этого бачка не несло. Чтобы дворы были благоустроены, вокруг было чисто, закрывались ворота, двери оснащались кодовыми замками, были выкрашены парадные и в окнах там стояли стекла, а не фанерки, хотя все это входит в обязанность РЖА. Мы разработали программы по благоустройству, финансируемые из бюджета округа, уделяем внимание контактам с ветеранскими организациями и подростковыми клубами, работаем с неблагополучными подростками. В округе 2 школы, 7 детских садов - при профиците бюджета моя комиссия по культуре и образованию смогла найти средства, чтобы оказать им реальную помощь. 

- Что вы можете сказать о качестве нынешних избирательных технологий?

- Ныне в нашей жизни деньги решают многое, если не все, зачастую это касается и результатов выборов. Мне не раз приходилось сталкиваться с избирательными технологиями: нынешние несколько отличаются от прежних, но, как говорится, каждый народ достоин своих правителей. Когда дело доходит до избирательной кампании, люди испытывают полнейшую апатию. В результате к власти приходят неизвестно кто, которые делают неизвестно что. В советское время я являлся депутатом Ленсовета XIX созыва. Все было уродливо, заорганизовано, ходило множество анекдотов на эту тему. Потом в муках переходного периода родилось нечто, больше напоминающее клинику для умалишенных. А сегодня это рынок, базар, и непонятно, что же лучше...

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz