Сергей Баталов. Сам я родом из “глубинки”

В трагикомедии Николая Досталя “Коля – перекати поле” спустя 15 лет нашли дальнейшее развитие перипетии сюжетной линии уморительного “Облака-рая”. На прошедшем в Петербурге XIV кинофестивале “Виват кино России!” картину представлял популярный актер Сергей Баталов, получивший за работу в ней один из главных призов - “За лучшую мужскую роль”.

- Сергей, как начиналась история “Облака-рая”, кто все это затеял?

- В 1990 году я встретился с замечательным режиссером Николаем Досталем, который пригласил меня на съемки своей картины. И я сразу влюбился в сценарий Георгия Николаева, где переплелись и юмор, и драма, и трагедия. Сразу даже трудно было определить, какого плана моя роль. Мне все это было так близко, ведь я сам родился и жил в небольшом уральском городке. Там, в глубинке, любая придуманная ситуация превращается в выдающееся событие.

- В работе над продолжением той истории, фильмом “Коля – перекати поле” были уже другие акценты? Кажется, и образы глубже раскрыты?

- Действительно, фильм получился более глубоким, более приближенным к реальной жизни. Но нельзя дважды войти в одну и ту же реку, хотя режиссер и коллеги-артисты были те же, и сохранилось ощущение команды. Мы снимали совсем другую историю: здесь уже иное время, новые коллизии, да и герои состарились на 15 лет. В “Облаке-рае” все попало в точку – сюжет, режиссер, актеры. Но многие зрители, в основном молодые, ту картину просто не видели. Поэтому мы все, вновь собравшись вместе, немного “побаивались” продолжения: как-то оно выйдет. Думаю, самую объективную оценку нашей работе вынесет зритель.

- Так сложилось, что в кино за вами твердо закрепилось амплуа комедийного актера. Вас это устраивает или вы пытаетесь как-то изменить ситуацию?

- В театре я играл разные роли – и комедийные, и острохарактерные, и драматические и даже трагические. К примеру, граф Кент в “Короле Лире”. В кино же актера, как правило, “используют” – и по типажу, и внешне. Поэтому, очень трудно преодолеть уже сложившийся стереотип. Так, в “Ширли-мырли” я снялся в роли милиционера, и тут же посыпались предложения сыграть подобные персонажи в других фильмах, где все они, если не идиоты, то изрядные недотепы. Хотя проще всего, сидя за телевизором, наблюдать за происходящим на экране и обсуждать поведение героев. А окажись ты сам в такой ситуации – еще неизвестно, как ты будешь выглядеть.

Теперь я стараюсь играть разные роли и не всегда соглашаюсь на сугубо комедийные. Для меня главное – человек, и что с ним происходит, а не его профессия. В фильме “Под Полярной звездой” у меня была уже серьезная драматическая роль, за которую пять лет назад я был удостоен приза на фестивале “Созвездие-2001” в Архангельске.

- А отказаться трудно бывает? Всегда ведь есть возможность выбора.

- Это так сложно. Не всегда все знаешь наперед. Тебе предлагают сценарий, ты его читаешь, тебе нравится роль. Хороший режиссер, прекрасная съемочная группа. Казалось бы, все чудно – но почему-то “не клеится”. С другой стороны - и сценарий “не очень”, и режиссер какой-то странный, и съемки трудные, а получается отличная картина. У Джигарханяна как-то спросили, мол, у вас более 300 ролей сыграно, но не все они на самом высоком уровне. На что Армен Борисович ответил: “Все хотят хороший сценарий, известного режиссера, классного оператора, талантливых коллег для того, чтобы сняться в выдающемся фильме. Но, все равно – бывает и не получается”. Некоторые по-товарищески соглашаются, потому что друг-режиссер пригласил, другим деньги очень нужны, мало ли что бывает. Но уж, если взялся за работу, не сетуй потом ни на кого и ни на что.

Вообще, в кино количество сказанных актером слов не определяют значимость роли. Вы попробуйте изобразить глухонемого, вот где “высший пилотаж”. Зачастую эпизод сыграть сложнее, чем большую роль. Не зря существует такое выражение “король эпизода”. В большой роли ты можешь “распределиться”, в эпизоде за 2-3 минуты ты должен “выдать” все сразу. Многие прекрасные картины навсегда запомнились именно по эпизодам, сыгранным талантливейшими артистами. Поэтому, гарантия успеха – это точное “попадание” в образ, но результат выбора той или иной роли не всегда будет соответствовать твоим ожиданиям.

- А предложения по театральным ролям рассматриваете? Сейчас ведь полно всяких заманчивых антрепризных проектов, “играй – не хочу!”?

- Ни в одной труппе я официально не состою. Вот в театре на Малой Бронной у нас 12 лет была отличная команда, с которой талантливейший режиссер Сергей Женовач поставил ряд хороших удачных спектаклей. Потом Женовач ушел, открыл свой театр-студию, а мы теперь занимаемся своими делами - каждый “сам по себе”.

Мне, правда, много присылают разных пьес, но “антрепризный” период у меня тоже уже прошел. Такие проекты занимают много времени. Это ведь не только репетиции - со спектаклями надо “мотаться” по разным городам и весям. Для многих актеров, что работают на грошовых зарплатах в репертуарных театрах, роль в антрепризе - это возможность подзаработать, показать себя. Но если у тебя полно съемок, то участие в антрепризных спектаклях становиться физически невыполнимым.

С другой стороны, почему бы не пойти в антрепризный проект с хорошим режиссером и достойными партнерами. Но если я читаю пьесу, и она мне не нравится, то я уже не в том возрасте, чтобы делать то, что мне претит. Тем не менее, я чувствую, что наступает время, когда мне захочется вернуться в театр, тем более туда зовут все настойчивее. Но на данный момент работа в кино для меня более продуктивна, там больше интересных и разнообразных возможностей для самовыражения.

Текст и фото Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz