Виктор Бычков. Актер—это моя профессия

Новая лента режиссера Александра Рогожкина “Кукушка”, совершенно выбивающаяся из обыденности современного российского кино, этим летом произвела настоящий фурор на XXIV Московском международном кинофестивале. В одной из трех главных ролей в новом для себя качестве снялся популярный питерский артист театра и кино Виктор Бычков—в прошлом актер театра им.Ленсовета, а ныне широко известный публике как Кузьмич в киноэпопее об особенностях национальных рыбалок, охот и так далее.

Прощай, Кузьмич!

- Виктор, как родилась идея фильма, расскажите об актерском составе?

- Я часто бывал в Финляндии, и как-то мы с моим другом, финским актером Вилле Хаапсало придумали сюжет из “непонятной войны” 1939 года, где двое мужчин и женщина оказываются в довольно необычной ситуации. Шесть лет спустя мы рассказали эту историю Рогожкину, который в тот момент отказался от съемок фильма “Дом” по сценарию Алексея Учителя и жаждал действий. Через три дня Рогожкин написал сценарий (перенеся действие в 1944 год) о русском офицере Иване Картузове, финском снайпере-“кукушке” Вилле и простой женщине саами Анни по прозвищу кукушка. ...Сентябрь 1944 года, канун выхода Финляндии из Второй мировой войны. Финскому снайперу-смертнику, прикованному к скале, удается освободиться от цепей, советский офицер, арестованный СМЕРШем за стихи, чудом избегает смерти. Солдаты враждующих армий находят приют на хуторе у саамской женщины. Для нее они не враги, а просто мужчины. Встречаются представители трех культур: Вилли, учившийся в Университете в Швеции, Иван, всю жизнь работавший шофером, и Анни, которая живет на стойбище и держит оленей. Три человека, волею судеб вовлеченных в войну, говорят на разных языках, порой не понимая друг друга, но находят некие точки соприкосновения и общие интересы. Это попытка в жанре драмы, включающей элементы трагикомедии и чисто комедийные, рассказать о войне языком кино 50-70-х годов. Картина, созданная простыми средствами, по человечески доходчива и вполне подходит для семейного просмотра: персонажи не пьют и не курят и не ругаются матом. С Вилле Хаапсало у нас было несколько проектов, мы даже в свое время восстанавливали спектакль “Записки сумасшедшего”. Анни-Кристина Юссо работает на радио, закончила театральный институт в Финляндии, это ее первая большая роль в кино.

- “Кукушка” это шаг вперед в вашей кинокарьере?

- В последнее время мне было нелегко. У режиссеров в отношении меня вольно или невольно сложились определенные стереотипы: Бычков—это Кузьмич или бомж Померанцев, который не пьет, не курит и идейно стучит (этот образ придумал Рогожкин, начинавший “Улицы разбитых фонарей” и “Убойную силу”). Пробоваться на какую-то новую роль было сложно, поэтому в течение нескольких последних лет я пытался перестать быть Кузьмичем, уходил от этих штампов. Идей было полно и попыток масса, но все они откладывались по каким-то причинам, в основном финансовым. Актер ведь творит из пустоты: если есть творческая атмосфера, тогда все хорошо сложится. Вокруг поистине народного режиссера Рогожкина, с которым я работаю с 1984 года—такая атмосфера есть. Я всегда был уверен, что смогу сыграть еще что-то кроме Кузьмича, но народу нужно было подтверждение. В “Кукушке” мне это психологически и объективно удалось. После премьерного показа в Доме кино актерско-постановочная группа вышла на сцену и была встречена овациями. Зрители стояли и аплодировали, и надо было видеть их лица в тот момент...

Фильм получил в Москве двух “Серебряных Св.Георгиев”—за лучшую режиссерскую работу (А.Рогожкин) и лучшую мужскую роль (Вилли Хаапсало), специальный приз международного жюри ФИПРЕССИ за оригинальность, метафорическую и гуманистическую силу сценария и мастерство режиссера в воплощении проблемы отношений между людьми, а также приз зрительских симпатий. В Санкт-Петербурге фильм был удостоен Гран-при Х Международного кинофестиваля “Фестиваль фестивалей-2002”.

Мечты и реалии

- Как складываются отношения с театром? Какие вообще роли вас бы сегодня устроили?

- К сожалению, театр нисколько не перестроился со времен перестройки, и действительно независимыми себя могут считать не более десятка артистов. Актер сейчас может только одним защищаться—набирать популярность на телевидении и в кино. Тогда он волен выбирать спектакли и участвовать в антрепризах. А у актера, который работает 20 спектаклей в месяц за полторы тысячи рублей, спина согнута. Мне неудобно, когда за участие, предположим, в одном и том же концерте я получаю больше других талантливых артистов, но это—момент популярности. Не так давно в театре “Приют комедианта” шел спектакль “Требуется старый клоун”, где я играл с Игорем Шибановым и Ефимом Каменецким, в “Русской антрепризе” у меня была роль во французской комедии “Месье сутенер” с Женей Филатовым. Сегодня у меня нет театральных ролей, и я свободен от всех и от всего. А хочется сыграть в хорошем театре в таком спектакле, чтобы люди, посмотрев его, испытали катарсис... Я должен видеть, что режиссер знает, о чем говорит, поэтому есть круг режиссеров с которыми я буду работать. Присутствуют и этические моменты. С другой стороны, если у меня деньги кончаются, мне приходится принимать предложения и брать роли, далеко не самые подходящие и интересные, но это—моя профессия.

- В каком еще амплуа вы могли бы себя проявить? Есть ли мечта?

- Во всем есть момент откровения. В эротическом фильме “Бомба” Димы Месхиева мы Сашей Половцевым снимались 16 дней, работая как негры. Получили копейки, но участие в этом фильме мне дорого тем, что Дима, уезжая на один день, оставил меня за себя. Я снял четыре плана: первый раз в жизни скомандовал “Мотор” и долго не мог сказать “Стоп, снято”. В “Американке” того же Месхиева мне пришлось быть репетитором у непрофессиональных актеров, объясняя им как надо играть, находя слова, которые выражали бы требования режиссера и которые они понимали. Так вот, насчет мечты. В свое время я написал письмо режиссеру Элену Климову (когда узнал, что он собирается снимать “Мастера и Маргариту”) с просьбой попробовать меня на роль Коровьева. Через неделю пришла телеграмма: извините, Климов снимать картину не будет. С тех пор я со своими заявками на участие больше никуда не обращаюсь. А больше всего я не хотел бы оказаться в тюрьме. Как то меня пригласили в “Кресты” судить КВН, а потом провели по камерам. Запах страшный: человеческая печаль, тоска, безысходность буквально въедаются в краску. Потом месяц “отходил” и понял, не дай Бог туда попасть!

 

Лучше нет тех котлет

- Вы постоянно в разъездах, на съемках. Как удается организовать свое питание? Есть ли пристрастия в еде?

- Актеры—такие же простые смертные и должны ходить по магазинам. Продукты мне удобно покупать в “Ленте”, “Пятерочке”, “Копейке”, хотя не факт что там они дешевле. На рынке иногда беру рыбку горячего копчения. На еду денег не жалею и на цену не смотрю, особенно, если это продукты для детей. У меня их двое. Сын Федор 15 лет, любит компьютер и играет на баяне. Дочь Арсения—артистка уже в полном смысле слова: и в рекламе снималась, и в каком-то фильме. Дети живут со своей мамой в Купчино, но я их часто навещаю.

Люблю вареную картошку с квашеной капустой и какими-нибудь свиными хрящиками или копчеными косточками. Обязательно—гороховый суп с рулькой хотя бы раз в неделю. Супы быстрого приготовления и бульонные кубики не употребляю даже в дороге—еда должна быть свежеприготовленной. Для себя, иногда обхожусь бутылкой кефира и куском вареной колбасы, но, если нужно, могу приготовить яичницу, чанахи, чохонбили, пытался даже делать армянский хаш. Это очень полезное блюдо, наподобие горячего холодца с чесноком и специями, обладающее лечебными свойствами. Меня им угощали знакомые армяне, но приготовить его не просто—это целый ритуал. Из необычных деликатесов довелось пробовать лягушачьи лапки из французского полуфабриката, а вот от такого мексиканского блюда, как соленые муравьи—отказался. Нам с Полиной (подруга Виктора Полина Белинская—молодой режиссер. Прим.авт.) частенько приходится кушать в различных кафе. Там главная задача найти такую котлету, чтобы не отравиться. Лучше нет тех котлет, что я ел давным-давно в пионерском лагере. Сейчас их вкус потерян: то ли мясо не то кладут, то ли хлеб другой. Кстати, когда мы с Костей Хабенским и Андреем Федорцовым были в Америке (снимались в “Убойной силе”), то пытались сами что-то готовить. Я ходил по магазинам: там на витринах с подсветкой лежат красивые мясо, колбаса, фрукты—и все это не имеет ни вкуса, ни аромата. Поэтому, я всегда предпочитаю отечественные продукты, пусть они и будут дороже. Этикетки и упаковка роли не играют, главное—содержание.

Техника на грани фантастики

- Какой, на ваш взгляд, должна быть современная бытовая техника?

- Приобретая сложную дорогую технику (например, стиральную машину-автомат), присматриваюсь, прислушиваюсь к отзывам, как она себя зарекомендовала в работе и хороша ли в обслуживании. В остальном вещи должны быть удобными, надежными и красивыми. Так, сотовых телефонов у меня было несколько моделей. Сначала мне Вилле привез Nokia из Финляндии. Потом, когда мобильники у нас стали дешевле, чем у них, я купил Alcatel с диктофоном и особым звуком. В итоге, убедившись, что кроме красоты и многофункциональности мобильник должен обладать прочным корпусом, сделал себе подарок—“прыгающий” Nokia. Упадет даже на асфальт—не разобьется! Что касается цен, ныне я отношусь к этому спокойно и бегать в поисках, где подешевле не буду. Купил вот функциональную присадку для автомашины за 380 рублей, а потом увидел такую же за 320 -- ну и ладно, переживем! Вообще, сегодня для многих производителей товаров и услуг честное имя много значит: для них это залог успеха, гарантия того, что фирма останется на плаву. Клиента стали уважать, да и я не пойду туда, где плохо кормят, обслуживают где продают некачественные продукты и вещи.

- А есть любимые вещи и занятия?

- С музыкальном центром Sony постоянно возникают какие-то проблемы из-за пленки, видимо нужно переходить на другие виды носителей. Спасает компьютер: аудио и видео информацию можно записать в цифровом виде на диск. Компьютер у меня “навороченный”, я пока в нем слабо разбираюсь и отношусь к нему как к дорогой игрушке. Умею писать тексты и “складывать” на диск свои фотоработы. Но разные там программы, видео-карты и прочее устанавливает мой друг-компьютерщик. Увлекся фотографией. Как-то появились лишние деньги, и мелькнула мысль приобрести хороший фотоаппарат. В итоге теперь у меня Nikon-80 в металлическом корпусе (и маленький телеобъектив к нему) -- отличная полупрофессиональная камера. Дальше больше: присмотрел к ней несколько специальных объективов—панорамный, портретный и так далее. Мне нравится возиться с объективами, делать снимки (с каждой пленки хотя бы парочка классных фотографий получается) и дарить их людям. Люблю часы, всякие безделушки, а игрушками, которые покупаю детям, сам по полдня играю. Но самая любимая вещь это автомобиль. Два года назад у меня угнали нового жигуленка-“девятку”. Купил старенький “Фольксваген”—на него упала огромная сосулька. Пришлось продать. Вскоре подвернулся “Мерседес” 1991-го года выпуска, вот не нем сейчас и езжу. Полина смеется: “Может через несколько лет и на джип накопим”.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz