Валерий Дегтярь. Приверженец света

Премьерный спектакль "Соло для двоих" - ироническая мелодрама по пьесе П. Гладилина "Другой человек" - с большим зрительским успехом идет на Малой сцене БДТ им. Товстоногова.

В камерной пьесе, требующей максимальной отдачи дуэта исполнителей, в спектакле, действие которого разворачивается на небольшом объеме сцены без массовки и антуража, вдохновенно играют Валерий Дегтярь и Елена Ярема. Режиссером нового, второго уже варианта прочтения пьесы также стал Валерий Дегтярь.

- Валерий, сегодня актеры все чаще становятся сценаристами и режиссерами своих фильмов, спектаклей? Почему вы решили ставить именно эту пьесу Гладилина?

- Режиссерская профессия подразумевает особую ответственность, и, когда меня называют режиссером, я испытываю некий почти панический ужас. Поэтому, скажем так: в данном случае мне отчасти пришлось выполнять функцию организатора постановочного процесса. Пьеса Петра Гладилина "Другой человек", напечатанная в 1998 году и представляющая образчик молодой российской драматургии, около трех лет находилась в поле моего внимания. Я искал камерное произведение для небольшого состава участников. Эта сложная пьеса, красиво написанная и имеющая интересный сюжет с бесконечными поворотами, показалась мне идеально подходящей для моего замысла. Жизнь представлена здесь во всех ее проявлениях, и, если общим словом определять такую вот драматургию, то можно назвать это "веером жизни" или "днями нашей жизни". У Леонида Андреева такой взгляд на бытие.

В прошлом году этим же составом, но с названием "Другой человек" мы сыграли спектакль на юбилее города. И были не удовлетворены собственным пребыванием на сцене. Мы испытывали негативные ощущения и чувства и понимали, что зрителю тяжело смотреть "это". В поиске решения мы не могли двигаться дальше по другим проектам. В мае этого года была сделана попытка посмотреть на вещи с другой точки зрения. Нам показалось, что теперь мы двигаемся в правильном направлении - и спектакль состоялся под новым названием. Мы облегчили душу сами себе, и довели до зрителя глубокий философский смысл, заложенный автором.

- А до этого у вас были еще режиссерские работы?

- Был хороший, радостный опыт в театре "Русская антреприза" - это такой "странный" спектакль "О, шут мой, я схожу с ума", поставленный к 60-летию А. Миронова. В данном случае Рудольф Фурманов попросил поработать над его идеей, но опять же - это больше актерский спектакль, чем режиссерский, а в качестве названия взята великая фраза из "Короля Лира". Почему возникает желание попробовать организовать процесс изнутри, а не снаружи, хотя основные черты моего характера - это некий инфантилизм и ощущение пребывания под чьей-то опекой? Наверное, это возраст, наверное, определенный опыт, наверное, время, которое диктует самостоятельность в творческих устремлениях, потому что, по моему - "каждый умирает в одиночку". Мы все сегодня брошены в такое пространство, где всякий выплывает сам. Это хорошо с той точки зрения, что человек закаляется, ведь зачастую мы привыкли быть под "покровом небес".

- Вы уже семь лет служите в БДТ им. Товстоногова. Что из сыгранного доставило наибольшее удовлетворение? В каких новых спектаклях заняты?

- Из ролей, что были сыграны, не все сначала пришлись по душе. Ведь те роли, которые считаешь не совсем своими, не сразу приносят удовлетворение. Я приверженец света: хорошее, доброе в мечтах героев все же должно сбываться, хотя бы и не в реальной жизни. Если зритель, приходя в театр, не сострадает, не проливает слез, не смеется - то весь наш труд, который сам по себе эфемерен, представляется ненужным. Если же позитив идет со сцены, то даже при всей гадости нашей жизни на душе у публики становится теплее. Теперь, если меня назначают на одну из ролей, и я, прочтя пьесу, понимаю, что не интересен сам себе, что такое мной уже было сыграно, что это не самое сильное звено в моем амплуа - я прошу режиссера дать мне самоотвод. Это нормально: в любой профессии человек может пробовать новое, если чувствует свои силы, если изначально существуют "моменты совпадения".

Мне интересна роль Григория в "Борисе Годунове", где мы выходим с Кириллом Лавровым. Люблю "Арт" с великолепным актерским ансамблем - нам хорошо на сцене, а у спектакля есть свой зритель, который его по несколько раз смотрит. За последнее время сыграл в ряде современных пьес и испытал радостные ощущения. В новом спектакле Т. Чхеидзе "Копенгаген" всего трое действующих лиц, но я чувствую себя счастливым от блистательного партнерства с Олегом Басилашвили и Марией Лавровой, от того, что смог перейти в какое-то иное для себя качество, нашел новую грань. Из работ в кино наибольшее удовлетворение принесла роль в художественном фильме "Дикарка".

 

Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz