Лев Додин. Красота театра спасает мир

Немного лет прошло с того дня, когда, по решению Генеральной ассамблеи Союза европейских театров МДТ получил статус “Театр Европы” - третьим после парижского “Одеона” и миланского “Пикколо”. И еще один прорыв, еще один вклад России, Петербурга в мировую культуру. Художественный руководитель Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин награжден самой престижной европейской театральной премией “За выдающиеся достижения в области театрального искусства (“Европа - Театру”) – 2000”.

Ростки режиссерского таланта Додина зарождались, видимо, еще в Театре юношеского творчества у М.Г. Дубровина, набирали силу в Ленинградском театральном институте, взлелеянные гением Б.В. Зона, на последнем его курсе, который он, Зон, выучил до конца. А окрепли в первой пробе - дипломном спектакле “Первая любовь” по Тургеневу, поставленном на ленинградском телевидении в 1966 году с участием приглашенных прекрасных актеров. Затем - преподавание на курсе З.Я. Корогодского и режиссура в ТЮЗе, где Додин выпустил свой первый самостоятельный спектакль по пьесе А. Кургатникова “А вот что бы ты выбрал?..” с Татьяной Шестаковой в главной роли. Началось сотрудничество, которое длится и по сей день: актриса, бывшая его ученицей, стала его женой. Работой над пьесой А. Островского “Свои люди - сочтемся” Лев Додин закрепил за собой репутацию сильного режиссера у театральной критики и общественности нашего города. И уже в студийной атмосфере сцены “5-го этажа” - постановка спектакля “Мать Иисуса” по пьесе А. Володина. Хотя сам З. Корогодский был против этой работы, совершенно запрещенной тогда пьесы, которую все-таки и запретили (поэтому она шла всего 2 раза). И в которой уже одну из главных ролей играл Николай Лавров, ученик Додина и актер, связавший всю свою творческую жизнь со своим учителем и другом. После гонений за создание “Матери Иисуса” Додин вынужден был уйти из ТЮЗ'а и стал “свободным режиссером”.

Его приглашали многие художественные руководители ведущих театров города, в том числе и Ефим Михайлович Падве, главный режиссер МДТ. Сотрудничество с Малым драматическим началось в 1974 году спектаклем “Разбойник” по пьесе Карла Чапека, где присутствовала интереснейшая режиссерская выдумка Додина. Лавров играл роль отца, который в одной из сцен, переживая страшные мучения, читает свой “монолог отчаяния”, взбираясь по большой стремянке и спускаясь с нее вниз головой. Потом в МТД были поставлены замечательные спектакли: “Татуированная роза” Т. Уильямса, “Назначение” А. Володина, “Братья и сестры” Ф. Абрамова, “Живи и помни” по роману В. Распутина. Эпохальной же постановкой, 20-летие которой отмечалось не так давно, стал “Дом” Ф. Абрамова с Николаем Лавровым и Татьяной Шестаковой (Михаилом и Лизаветой Пряслиными - выразителями того целого, что живет в этом спектакле). В своей судьбе эти герои обнаруживают основу, сердцевину жизни пекашинцев. В свое время Лев Додин говорил: “Театр не рождается без своего автора, о чем бы театр ни думал, ни печалился, чему бы ни радовался, он нем, пока к нему не придет слово - театр говорит чужими словами. Самые главные, самые сокровенные для себя истины мы осознаем и выражаем словами Федора Абрамова”. Постановка “Дома” определила последующую судьбу МДТ: в 83-м году Лев Абрамович Додин становится его художественным руководителем. С того времени создано множество новых спектаклей, главным из которых стала дилогия “Братья и сестры” по Федору Абрамову. На них можно проследить из чего состоят художественные законы театра, на сцене которого Додин создает свой мир, воплощающий и выражающий гениальные замыслы режиссера. Он - генератор идей духовности, красоты, потребности счастья, выраженных ритмической сущностью спектаклей, порой их иррациональностью, в чем, тем не менее, и заключается их сила. Он дает актерам установку на совершенствование своей человеческой и актерской природы, жизненной силы, и … красота спасает мир. За свои постановки Додин получил огромное количество престижных российских и международных театральных премий, в том числе - “Золотую маску” за лучшую режиссуру (“Чевенгур”, А. Платонова). В Таормине Лев Додин поднялся на европейский театральный Олимп, вошел в европейскую театральную элиту. Премия, учрежденная Европейским союзом и поддерживаемая многими международными театральными организациями, в том числе Союзом европейских театров и Международной ассоциацией критиков, присуждается уже 8-й раз. Ее лауреатами в разные годы были Джорджо Стрелер, Питер Брук, Хайнер Мюллер, Ариана Мнушкина, Пина Бауш.

Давая оценку этому событию, Лев Абрамович Додин сказал: “Я, естественно, очень взволнован этой наградой и как личным каким-то признанием, и тем, что русский, российский режиссер оказался, может пусть и по ошибке, но вставленным в ряд действительно могучих имен режиссуры, во всяком случае, второй половины XX-го столетия. Для меня самое главное в этом, конечно, не только и не столько признание себя и даже не столько признание театра (хотя, может быть, это очень важно и гораздо важнее первого), сколько признание каких-то коренных традиций, путей развития театра в России. Но это, я подчеркиваю, не вообще развитие русского театра, как это любят говорить, потому что, на самом деле, он развивался и развивается сейчас очень разно, в разных направлениях, иногда, на мой взгляд, прямо противоположных осмысленному...”

“Наш театр, - продолжил Лев Додин, - пытается изо всех сил сохранять и развивать то самое основное и ценное, что привнесла русская театральная культура в Европу в начале этого века, и чем она, Европа, забеременела, и что до сих пор пытается развить. Я думаю, это признание говорит еще об одной вещи, о которой мы часто забываем, и о которой важно все время себе напоминать, особенно сейчас, когда мы так любим рассуждать о собственном величии, о собственной особенности, о некоем третьем пути, о границах... Все-таки прекрасно, когда границы не разделяют, а соединяют, что границ, на самом деле, не должно быть, потому что они приводят к уничтожению, к убийствам и к войнам, и, к сожалению, никакого толка от них мы пока еще не видели. Об этом вся история говорит, а вряд ли мы в XXI веке сможем изменить историю, но культура способна сделать хотя бы часть этого. И, если в культуре мы эти границы уничтожаем и утверждаем, что есть одна культура, самая главная - человеческая, то я считаю, в какой-то мере премия признает это”.

После европейской была выпущена и петербургская премьера нового спектакля “Молли Суини” с Татьяной Шестаковой в роли Молли, Сегеем Курышевым, Петром Семаком, Алексеем Девотченко. В театре репетируют нового Чехова, думают о Шекспире, думают о современной драматургии, в общем - просто работают. Планы самые разнообразные, и какие из них окажутся перспективнее - это еще вопрос. 57-й сезон Малый Драматический театр—Театр Европы открыл петербургской премьерой чеховской “Чайки” в постановке Льва Додина. В Палермо на Фестивале европейских театров была сыграна и мировая ее премьера. В то же время начало нового сезона для МДТ явилось продолжением предыдущего, да и в межсезонье произошли события достаточно знаковые. В Москве на Всемирной Театральной Олимпиаде дали московскую премьеру “Чайки”. В Греции, в Салониках на Фестивале Союза европейских театров показали спектакль “Братья и сестры”, а в Афинах на открытой античной сцене одного из древнейших театров под стенами Парфенона сыграли 400-й “Gaudeamus”, который смотрели одновременно более 4 тыс. человек. С этим спектаклем, завершив 10-й год его существования, побывали и в Южной Корее, в Сеуле, показав его на площадке LG центра. Накануне премьерного показа “Чайки” Художественный руководитель МДТ-Театра Европы Лев Додин ответил на вопросы журналиста Владимира Дмитриева.

- Лев Абрамович, какие новые спектакли помимо “Чайки” увидит зритель на сцене Малого Драматического в этом сезоне?

- Для большой сцены будут продолжены пробы по “Мастеру и Маргарите” М. Булгакова. Обдумываются возможности постановки шекспировских “Короля Лира” и “Макбета” и продолжения работы с Чеховым. Сложилась трилогия, есть и еще пьесы Антона Павловича—до болезненности “современного драматурга”, которые и поныне будоражат воображение. Игорь Коняев продолжит опыты с пьесой Петрушевских “Московский хор”. На камерной сцене по всей вероятности утвердится в репертуаре премьерный спектакль “Исчезновение” по Ш. Голану с участием з.а. России Игоря Иванова, который в прошлом сезоне был сыгран всего лишь один раз. Работают над новыми постановками Владимир Туманов и Олег Дмитриев. Кроме того, Театр Европы вынашивает идею проведения в нашем городе совместно с Театром-фестивалем “Балтийский дом” форума, имеющего мировое значение—Фестиваля Союза европейских театров, приуроченного к 300-летию Петербурга.

- Есть ли в настоящее время острые, социальные пьесы современных авторов, которые могли бы быть поставлены в вашем театре?

- Сложный вопрос. Мы ждем и ищем пьесу, которая вдруг открыла бы нам что-то очень важное именно в сегодняшнем дне. Но пока еще очень велик разрыв между злободневностью и социальной остротой, которые слишком близки к общеизвестному, не открывающему это новое изнутри, и художественностью, как мерой постижения сути. Мы продолжаем ждать восемнадцатилетнего Чехова, который пишет свою “Пьесу без названия”.

- Будет ли продолжено сотрудничество с молодыми театральными коллективами?

- Обязательно. Если будут интересные студенческие спектакли, мы всегда найдем возможность предоставить площадку как студентам Театральной Института, так и другим молодежным театрам-студиям. Мы отзываемся на все просьбы и предложения.

- Ваше отношение к антрепризности?

- Антрепризность—это объективно существующая реальность, нравится она мне или не нравится, одной из причин которой является материальная приниженность артистов. Ни от чего нельзя зарекаться и ничто не надо торопить—когда в антрепризы позовут актеров и режиссеров нашего театра, тогда и будем решать, что делать.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz