Иду по жизни с песней!

 

Второй открытый конкурс юных вокалистов «Звуки музыки» проводит «Радио России – Санкт-Петербург». Одаренные дети смогут воспользоваться уникальной возможностью заявить о себе, сделать первый шаг на пути к звездной карьере.

 

Победители в номинациях получат дипломы и смогут записать дуэт с популярными петербургскими артистами. В жюри конкурса  входят такие известные исполнители, как «Терем Квартет», Станислав Пьеха, Сергей Рогожин и Лариса Луста, а возглавляет его народный артист России Эдуард Хиль. С именем певца, представляющего прекрасные традиции «ленинградского» стиля – той доброкачественной эстрады, которая никогда не уйдет со сцены, независимо от тенденций рынка и моды – ассоциируется замечательная история советской песни. Он исполнял произведения лирические и задорные, героические и мужественные, песни-баллады о человеческих судьбах. С гостем редакции, народным артистом России Эдуардом Хилем беседует журналист Владимир Дмитриев.

 

– Эдуард Анатольевич, как молодой исполнитель мог обратить на себя внимание в советское время?

 

– Всевозможные конкурсы проводились тогда довольно часто. Помню, был фестиваль «Белые ночи», в котором участвовали и профессионалы, и самодеятельность, и студенты театральных и музыкальных учебных заведений. Работали десятки дворцов культуры, где на высочайшем уровне преподавались и оперное искусство, и камерное, и песенное, и актерское мастерство, и навыки игры на народных инструментах. Выступали потрясающие самодеятельные коллективы, хоры и ансамбли. На радио и телевидении были детские редакции. Таким образом, молодые артисты могли пробиться «наверх», получить известность у широкой публики.

 

– А вы каким образом отличились?

 

В оперной студии Консерватории, где я занимался вокалом, мы, молодежь, поставили спектакль Обера «Черное домино». Я там исполнял комическую партию лорда Эльфорда. Спектакль понравился комиссии, мы выступили на фестивале «Белые ночи» и получили дипломы лауреатов. Это очень льстило таким молодым исполнителям, как мы. Но узнавать меня стали в начале шестидесятых после победы на Всероссийском конкурсе в Москве. В жюри там были такие легенды эстрады, как Клавдия Шульженко и Леонид Утесов.

 

– Как сейчас, по вашему, развивается ситуация с детским творчеством?

 

– Сегодня акценты, безусловно, сместились в коммерческую сторону. Поэтому очень хорошо, что конкурсы и фестивали для одаренных детей все же проводятся. Их должно быть еще больше, но этим процессом надо руководить, направлять его в нужное русло. Хотелось бы, чтобы и менеджеры не просто брали готовенькое, а оказывали реальную помощь начинающим артистам. Предположим, выделяли бы средства для создания произведений для детского исполнения. Потому что в настоящее время дети поют на конкурсах все, что придется.

 

– Вы участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Какие моменты особенно запомнились?

 

Мне довелось представлять нашу страну на популярных фестивалях в Сопоте и в Ополе. Я был членом жюри Сочинского фестиваля политической песни, а в 1969 году возглавлял жюри по вокалу IV-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вот этот конкурс наиболее запомнился. Собрался очень сильный состав участников из всех союзных республик. Мы отметили тогда «Песняров», «Ореро» и Льва Лещенко. При этом надо было прислушиваться к мнению номенклатурных чиновников и партийных деятелей. В итоге все остались довольны.

 

– На что должен ориентироваться каждый артист в своей творческой карьере?

 

– Главное – никогда не останавливаться, сколько бы лет тебе не было, каких бы высот ты не достиг. Надо все время делать что-то – петь новые песни, придумывать новые программы. Разве художник может остановиться, написав одну-две картины. Вот, Илья Репин до самой смерти рисовал, хотя кисть держал в левой руке. Правая уже не работала. Так и артист – он не может без конца исполнять одни и те же песни, будь они даже очень популярны. Конечно, проще всего эксплуатировать то, что когда-то имело успех. Помните, около десятка групп скрывалось под именем «Ласковый май» и столько же прикрывались «Миражом». А теперь всеми любимые «Песняры» распались на несколько коллективов с похожими названиями. Берут старые фонограммы, выступают с концертами. Но ведь это обман, а не шоу-бизнес. Разве можно представить себе, что есть два Тома Джонса? Ну давайте, второй Битлз сделаем?! У нас теперь всё возможно. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. В живом исполнении и заключается прелесть вокального искусства, где бы это ни происходило – в опере или на эстраде. В зависимости от того, как ты себя ощущаешь в этот момент, так и прозвучит музыкальное произведение – ария, дуэт, баллада, песня.

 

 

– Победители конкурса получат возможность записать дуэт со звездой. Кстати, сейчас мэтры эстрады с удовольствием поют с молодыми звездами. Модно также исполнять ремиксы на известные произведения. Как вы к этому относитесь?

 

– В общем, положительно. Помните, у нас была такая программа «Хиль и сыновья». Мы с записали несколько песен, популярных в 1960-70 годах, снимали клипы, ездили по стране и за рубеж. И сейчас что-то поем вместе. Теперь мы планируем выпустить диск под названием «Дедушка, папа и я – музыкальная семья», включающий много новых произведений, написанных сыном и другими композиторами. Но все же, ремиксы это хорошо, когда вещь лучше сделана, чем когда-то звучала. А не для того, чтобы просто добавить себе популярности.

 

– Вы, как популярнейший певец и председатель жюри,  что можете пожелать молодым вокалистам, участникам конкурса «Звуки музыки»?

 

– Пользуясь возможностью, я хочу через вашу газету передать свои пожелания  тем молодым людям, что делают свои первые шаги в искусстве, начинают соприкасаться с прекрасным – с музыкой, со стихами, с песенной культурой. Не останавливайтесь на первой, пусть даже удачной записи. Помню, было так, что я несколько раз перезаписывал песню, в которой угадывал шлягер. Переделывал аранжировку, старался спеть ее по-новому, приглашал других дирижеров и музыкантов. И добивался того, что песня становилась популярной. Не расстраивайтесь, если ваше исполнение «не прозвучало». Тренируйтесь, оттачивайте мастерство, чаще выступайте перед родными и знакомыми, в школе и в институте. Главное – это живая публика, она реагирует, оценивает. И, когда подойдет новый конкурс, вы уже будете готовы к нему. Чтобы стать звездой на эстраде надо прежде всего сделать свой репертуар. Работать с композиторами, которые знают твой диапазон, твои вокальные способности, понимают с каким сопровождением «прозвучит» та или иная песня. Да и тексты должны быть «без сучка, без задоринки», чтобы каждое слово было понятно. Идите по жизни с песней!

 

Владимир Дмитриев

 

Hosted by uCoz