Игорь Корнелюк. Электронный мир
В своей персональной звукозаписывающей студии, начиненной самой современной электронной цифровой аппаратурой и инструментами, популярный петербургский певец и композитор Игорь Корнелюк только что закончил работу над очередным проектом.
Это была перезапись песенного материала, который постоянный соавтор Игоря поэтесса, режиссер и пианист Регина Лисиц возьмет с собой в Америку для сопровождения программы на радио, посвященной именно ей. Обычно для выступления в прямом эфире на программах для русскоязычной публики приглашаются наши артисты, композиторы, поэты. Игорь был в этой программе несколько месяцев назад, и разговор шел о нашей музыке периода от 30-х до 70-х годов. Но, вернемся в студию. Вся музыка Корнелюка пишется здесь. Это очень трудоемкий процесс. Сначала партия каждого инструмента записывается по отдельности, затем исходники "в цифре" перегоняются по оптике в компьютер и обрабатываются программой LOGIC AUDIO (с 64-мя cтереоканалами), а окончательное сведение, (микширование
) делается на пульте. При работе со сложной, большой фонограммой с вокалом задействована вся аппаратура, в том числе и 4 клавишных деки. Как писал американский журнал "Кeyboard", современная цифровая студия по сложности управления напоминает командный пункт NASA. Применительно к электронной аппаратуре этой студии такое сравнение вполне правомерно. В перерыве между работой нашему корреспонденту удалось побеседовать с композитором.- Игорь Евгеньевич, вы студию не сдаете в аренду?
- Студия "строилась" под меня, (создавалась своя технология), и превращать ее в проходной двор я не желаю. Это моя мастерская, я могу приехать сюда хоть ночью, когда зародилась идея и начать ее воплощение. В новой студии, я собираюсь сделать большие акустические помещения для оркестра и живых инструментов.
- А здесь что наиболее дорого для вас?
- Замечательный старинный рояль Stage piano фирмы "Rhodes". Там стоят камертончики, по которым бьют серебряные молоточки, издавая нежный, удивительно теплый звук. Есть раритетный инструмент, синтезатор MOOG, у которого всего два тон-генератора, но неповторимый теплый мягкий аналоговый звук, который никакие электронные навороты не заменят. Диск "Bad" Майкла Джексона почти целиком записан на таком синтезаторе. Наконец, рояль "Yamaha Clavinova 650"
, (Игорь любовно поглаживает инструмент), имеющий натуральное звучание, который я приобрел в 92-м в Нью-Йорке.- Аппаратура подводила когда-нибудь?
- Да, случалось. Cломался цифровой аппарат "Taskam" для записи на DAT-кассету. В течение 10 последних лет вышли из строя: 3 DAT(а), 3 MINIDISK(а), телевизор и видеомагнитофон, (причем, вся аппаратура - фирмы "Sony"). Теперь стараюсь, по возможности, "Sony" не покупать.
- Имя Игоря Корнелюка ныне редко появляется на экранах телевизоров, в других СМИ, с чем это связано?
- Я, честно говоря, не играю в эти игры, которые называются нашим отечественным шоу-бизнесом, это занятие противное. Любое появление на ТВ должно быть оплачено, причем очень дорого. Покупать эфиры, чтобы эти деньги клали себе в карман люди всем хорошо известные, я считаю аморальным, безнравственным. Как показывает практика, нет необходимоcти платить сумасшедшие деньги на ТВ, чтобы крутили твои ролики. Я езжу по стране, гастролирую, как и 10 лет назад. Причем последний год я работал преимущественно "на стадионы", и люди ходят туда не благодаря тому, что им навязывают с экранов, а вопреки. Я получаю огромное количество писем от поклонников, в общем, как жил, так и живу.
- Какие проекты удалось осуществить на данный момент?
- Для 2-х серийного полнометражного фильма "Новогодняя ночь" (это история о Золушке) я написал финальную песню и музыку, которая сопровождает фильм, с несколько необычным решением в стиле 50-х годов. Наступил такой возрастной момент, когда заниматься песнями стало скучно, и в последнее время я много работаю для театров и кино. В частности, для сериала "Бандитский Петербург" около 3-х часов оригинальной музыки написано мной. А кино позволяет раскрыть себя с другой стороны, так что будет еще 8 серий и много необычной музыки. Если потребуется, могу написать музыку и в "dolbysurround" режиме. Последний компакт-диск "Привет, а это Корнелюк" с новыми песнями В магазинах он бывает редко, видимо, хорошо раскупается. Планирую выпустить диск с музыкой и песнями из "Бандитского Петербурга". За лето сочинил огромное количество материала, причем такую музыку, про которую никто не скажет что она моя (если я сам
не спою). Это ультра-современная музыка, насыщенная электроникой. Очень крепкая попса, но по мелодике выполненная по другому принципу. Регина напишет стихи, и, после того, как рассчитаюсь с фильмом, буду ее реализовывать. Это будет не обычный Корнелюк.- Есть ли сокровенные планы?
- После завершения этих проектов я полностью окунусь в оперу. В конце концов, я консерваторию заканчивал! А опера в нашей стране, к сожалению, давно превратилась в музей. Все, что ставит Мариинка и Большой написано, в основном, около ста лет назад. Премьеры, в лучшем случае, это - изыскания режиссерские, сценические. Хоть там и кони летают, и голография, и все, что угодно, но хочется-то музыку сегодняшнюю. Опера высший жанр музыкальный. Хочу сделать ее со всеми признаками симфонизма, масштабности настоящей оперы, чтобы была высшая логика, чтобы это волновало. Новое придумать трудно, но музыка должна быть написана так, чтобы человек, слушая с закрытыми глазами, понимал, что происходит, проникся ей. Я хочу, помимо оркестра, задействовать современную электронику, во-вторых хочу чтобы у солистов в петличках были микрофоны. Согласитесь, иногда проникновеннее получается, если человек не споет, а прошепчет. И это может быть куда выразительнее, чем самое громкое фортиссимо в голосе. По этому перспективному пути идут американцы. Я посмотрел в Торонто "Фантом в опере" Э.Л.Уэббера и был потрясен сценографией. Хочу написать сначала музыку, а потом уже думать, как это реализовать. Буду использовать современные технологии, чтобы было слышно, что это создано на рубеже XXI века. Пусть где-то будут звучать электрогитара или эстрадная ударная установка - это язык сегодняшнего дня.
- А в свободное от работы время что-нибудь происходит забавное?
- Расскажу такой случай. Как-то после моих гастролей (я приехал уставший и, чтобы развлечься, предложил жене с ее подругой прокатиться на машине) мы поехали в сторону Сестрорецка. На обратном пути решили заглянуть в кафешку, где жарили шашлыки. Я предложил женщинам выпить, так как сам был за рулем, и Марина захотела коньяку. Буфетчица, взяв инициативу в свои руки, посоветовала некий "сумасшедший", как она выразилась, французский коньяк (марку уже не помню). И, хотя я интуитивно почувствовал какой-то подвох, заказал им по 50 граммов. Вскоре выяснилось, что сумасшедшей оказалась цена - пятьдесят граммов этого напитка стоили 100 долларов! Вот так, внезапно возник довольно-таки приличный счет, и не хватило, буквально, трех или десяти рублей, чтобы рассчитаться...
- И последний вопрос. На какой эталон качества должен ориентироваться артист в своей работе?
- Главное, надо уметь делать все профессионально и быть на своем месте. Это касается не только артистов. Человек, хорошо умеющий играть на гитаре, не должен торговать алюминием. Артист, выходящий на сцену это в первую очередь профессионал. Попросту, он должен уметь петь, чего не скажешь о некоторых исполнителях, работающих "под фанеру". Во-вторых на сцену должна выходить оригинальная личность, которой есть, что сказать людям. Артист доносит свою энергетику, свои мысли до зрителя. В третьих, он обязан быть интересен, обаятелен, артистичен. В четвертых, - отдавать себя работе без остатка. И, наконец, всегда должна
оставаться неудовлетворенность своим творчеством, стремление создать что-то еще более лучшее.Беседовал Владимир ДМИТРИЕВ