Зиновий Корогодский. Юбилей Мастера

75-летие Зиновия Яковлевича Корогодского - Учителя, Мастера, выдающегося режиссера и театрального педагога отмечалось широкой театральной общественностью нашего города. 

Счастливое театральное утро, озаренное доверием и первыми успехами, начиналось в Калуге, затем была работа в качестве главного режиссера Драмтеатра в Калининграде. Но поистине революционным, несмотря на значительное противодействие, стал приход в 1962 году З.Я.Корогодского в Ленинградский ТЮЗ. За детский театр тогда развернулась неистовая борьба, побеждать в которой удавалась в значительной мере потому, что стали появляться новаторские, привлекательные, обаятельные и заразительные спектакли Корогодского. "Олеко Дундич", "Трень-брень", "Наш цирк", "Наш, только наш", "Открытый урок", "Гамлет", "Бемби", "Кошка, которая гуляла сама по себе" - интересные взрослым и детям, учителям и родителям, вызывающие у них эстетическое чувство радости эти постановки принесли признание не только их создателю, но и вывели ТЮЗ в число лучших драматических театров страны. Лен.ТЮЗ стал флагманом, лабораторией, театром особого типа: это был не просто детский театр, а театр семейный, в который с равным удовольствием посещали как дети, так и их родители. Не одно поколение петербуржцев выросло на спектаклях Зиновия Яковлевича в том ярком, живом театре, который он создал. Там же существовала студия, где готовили актеров, любящих детей, верящих в предназначение театра особого и по задачам и по творческим составляющим. Это была школа, взрастившая единомышленников, имеющих свой взгляд на задачи детского театра в широком его понимании.

Преподавая с 1962 по 1986 годы в ЛГИТМиКе, являясь автором многочисленных книг по театральной педагогике, по сей день служащих методической базой для театральных российских и зарубежных вузов, Корогодский создал уникальную театральную школу, принципы которой получили широкое распространение. Всего же мастер, лауреат Международной премии им. К.С. Станиславского в номинации "театральная педагогика", чей вклад в театр и самоотверженная преданность ему, мужество, творческая энергия вызывают восхищение, подавая пример молодым строителям театра и корифеям, выпустил 21 актерско-режиссерский курс.

- Зиновий Яковлевич, столь славный юбилей определяет, очевидно, подведение некоторых жизненных и творческих итогов. Какие события вспоминаются сегодня с душевной теплотой, какие с сожалением?

- Жизнь прошла в напряженной тяжелой борьбе. Приходилось постоянно защищать театр, его особое предназначение... Каким то странным и необъяснимым путем в 1959 году я оказался "в объятиях" Г.А. Товстоногова, пригласившего меня в свой театр. Эти три года с гениальным Мастером стали бесценной школой, мощным обновлением чувств, сознания и взгляда на вещи. Потом сложилось так, что благодаря рекомендациям, авторитету и настойчивости Георгия Александровича мне, довелось возглавить Ленинградского ТЮЗ. Впервые, совершенно мучительные годы необходимо было преодолеть сопротивление изнутри коллектива театра, сначала с недоверием отнесшегося к "варягу", и снаружи - диктат тогдашней театральной и партийной номенклатуры. Пришлось в корне менять примитивно-упрощенное представление о детском театре, как о театре, существующем для обслуживания хрестоматийного досуга, попытаться вывести высокий уровень искусства, понимая, что ребенку нужен очень хороший театр. Плохой же - опасен, вреден и заражает маленького человека неверным чувством отношения к искусству, переходящим во взрослую жизнь. Шла борьба. Многие спектакли безжалостно закрывали: были запрещены и изъяты "Будь здоров, школяр" и "Волшебные калоши". "Открытый урок" нам не разрешали играть целый год, потом разрешили - один раз в месяц, но только для взрослых. Теперь это классика, сыгранная на многих сценах всего мира.

- Существует ли преемственность между Ленинградским ТЮЗом времен Корогодского и нынешними центром "Семья" и Театром Поколений, которыми вы руководите?

- Многие мои бывшие тюзовцы, ученики, зрители помогали мне разворачивать новую концепцию Центра "Семья", как школы творческого развития детей и родителей и Театра Поколений, нового сообщества, театра-дома, под крышей которого актеры, режиссеры, педагоги, дети и родители объединяются сотворчеством и любовью к театру семьи, театру родителей и их детей. Сначала взрослые должны влюбиться в театр, понять его: потом они поведут туда своих детей.

- Подбор спектаклей соответствует этой концепции?

- Предпочтение отдается спектаклям, имеющим "широкий адрес", несущим не только тематический, идейный смысл - их нравственный, эстетический потенциал должен быть очень широким: от мала до велика. Такой репертуар является основой Театра Поколений. Так сегодня мы репетируем и выпускаем целую серию моноспектаклей. "Рекорд" и "Уезжаю" по пьесам Алексея Слаповского, Аутодафе" Габриэля Маркеса, а также новый вариант спектакля "Команда N5" - это творческий вечер нового театрального поколения, готового защитить свои позиции.

- Кого из своих учеников вы могли бы выделить?

- Они все достойны, прекрасны, талантливы. Среди них около 15-ти народных артистов и более 30-ти заслуженных. Это Ольга Волкова и Ирина Соколова, Татьяна Шестакова и Антонина Шуранова, Георгий Тараторкин, Лев Прыгунов и Николай Лавров.

- Ваше отношение к антрепризности?

- Я сторонник театра-матки, если так можно выразиться, способного к творческому деторождению. Я всю жизнь стремился создать театр-семью, театр-дом, а антреприза - это вегетативный способ прививки. Поэтому к антрепризным спектаклям, которые скорее сооружены, чем рождены, я отношусь настороженно.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz