Михаил Козаков. Жить, любить и творить...

Творческий вечер актера, режиссера и сценариста, народного артиста России Михаила Козакова состоялся в Большом зале Филармонии. Петербургский зритель насладился изысканной программой, в которую вошли воспоминания, монологи и сцены из спектаклей, поэзия от А.Пушкина до И.Бродского и общение с поклонниками.

Увлечение театром началось для него в Ленинграде. В юношеском возрасте в Студии художественного слова Бориса Мозалева во Дворце пионеров Михаил читал "Сказку о золотом петушке" Пушкина, английские баллады в переводе Маршака и даже стихотворение, которое сочинил сам товарищ Сталин. В драмкружке 222-й школы Козаков выходил на сцену в водевиле "Беда от нежного сердца" и играл в "Ревизоре" Хлестакова, под впечатлением образа, созданного И.Горбачевым. Здесь же дебютировал в качестве режиссера на спектакле "Двадцать лет спустя", в котором был занят также в одной из ролей, а в 10-м классе поставил для семиклассников пьесу "Снежок". С тех пор вопроса кем быть для молодого Михаила Козакова не стояло.

За долгую творческую жизнь (в прошлом году актер отметил свое 70-летие) он снялся более чем в 60 картинах, играл в "Современнике", во МХАТе, в Ленкоме, в театре на Малой Бронной. Среди его режиссерских работ - фильмы "Безымянная звезда", "Визит дамы", "Ужин в четыре руки", "Покровские ворота". В 1960-е годы Козаков пришел на телевидение. Как актер участвовал в различных проектах П.Фоменко и В.Фокина, а вскоре сам начал снимать телефильмы и ставить телеспектакли. Первой режиссерской работой для телевидения стали "Черные блюзы". Затем было "Молчание доктора Мурке" с Р.Пляттом в главной роли, "Ночь ошибок" по Голдсмиту и другие телевизионные постановки. В 1969 году двухсерийный телеспектакль "Удар рога" А.Састрэ с фантастическим Олегом Далем в главной роли четыре раза подряд показали в эфире, что по нынешним меркам кажется совершенно невероятным событием.

Сегодня, приезжая в Петербург, Козаков неизменно посещает Спас на крови, квартиру Пушкина и Исаакиевский собор. В музыкальном салоне "505" за несколько часов до своего выхода на сцену БЗФ артист встретился с питерскими журналистами.

 

- Михаил Михайлович, как сохранить духовность в современном театре и кино, когда во многих видах искусства преобладает так называемая "попса"?

- Наше поколение дало целую плеяду выдающихся личностей. Борисов, Луспекаев, Смоктуновский, Ефремов, Даль, Богатырев, Высоцкий, Шукшин - это были содержательные люди, которые через свой талант могли многое донести, многое рассказать людям. Сегодня воспитывать личности в театре удается Фоменко, Захарову, Любимову, и у них есть право не брать "медийных" артистов, чтобы поднимать рейтинги сериалов, как это бывает на телевидении. У меня духовных учителей - блестящих педагогов, литераторов, друзей - было много, но я учусь беспрерывно. Ведь как считает Нина Берберова, человек рождается глупым, а дальше строит свой ум. И строить его можно до конца жизни. Мне кажется, главные ценности - это религия, любовь и искусство. Поэтому я стараюсь придерживаться этих критериев и делаю для своего гипотетического "Я" то, что нравится, в надежде, что есть люди которым это тоже по душе. Действительно, и в музыке, и в живописи, и в театре ныне процветает "попса", которая развращает и поглощает. Сегодня "все смешалось в доме Оболенских": все стали легендами, стали великими, стали звездами, даже слово монстр употребляется в положительном смысле. Если и есть одаренные актеры, то они порой попадают в такие плохие сериалы, где им трудно раскрыться. С другой стороны, никакой гениальный актер не "вытащит" плохой сценарий. Никто из нас не способен играть плохую драматургию. Это все равно, что музыканту брать фальшивые ноты.

Я вот на новую музыку снял "Свадьбу Кречинского" в жанре "комедии с пением", где играют Миша Ефремов, Толя Равикович, Оля Остроумова. Фильм купил Первый канал и показал в 3 часа дня в понедельник. Так же и "Ужин в четыре руки": запустили в 4 часа утра, в 2 часа ночи и, наконец, в понедельник в 11 утра. Кто это видел? Рад, что сейчас все выходит на DVD. Были в свое время мысли снять "Московскую сагу", и то, что недавно сделали другие, мне не понравилось. Роман В.Аксенова надо было очень тонко осмысливать, переделывать для кино. А здесь поспешили, и фильм получился скверный, но это меня уже не волнует. Хотя А.Чехов говорил: "каждый пишет так, как может и так, как хочет".

- К чему ныне устремлены помыслы "душевные"?

- Приступил к новому проекту. Снимаю игровой шестисерийный сериал для телевидения по сценарию А.Бородянского. Фильм рассказывает о русской эмиграции 1930-х годов во Франции. В числе главных персонажей - Марина Цветаева и Сергей Эвфрон. Это история о проникновении ОГПУ повсюду: похищение генерала Миллера, уничтожение чекистами своей старой гвардии, борьба с троцкизмом. И драма с возвращением Эвфрона и Цветаевой на Родину, которая закончилась их гибелью. Духовно над всем - поэзия Цветаевой, стоящая выше политической и идеологической подоплеки. В сценарии, где все подтверждено документально - более 40 действующих лиц. Цветаеву сыграет Галина Тюнина, Эвфрона - Кирилл Пирогов. Будут сниматься Зинаида Шаркова, Наталья Данилова, Анна Каменкова, Юрий Тараторкин и другие артисты.  

Владимир Дмитриев

Фото Славы Гурецкого

Hosted by uCoz