Кирилл Лавров. Восьми десятков не ощущаю...

Художественный руководитель АБДТ им. Г.А. Товстоногова, народный артист СССР Кирилл Юрьевич Лавров недавно отметил сразу два юбилея: свое 80-летие и полвека служения родному театру. Популярнейший актер, сыгравший не один десяток ролей в театре и кино и получивший всенародное признание, награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени.

Многие из театральных ролей Лаврова - и сыгранные в прошлые годы, такие как Геннадий Лапшин "В поисках радости", Слава в "Пяти вечерах", Сергей в "Иркутской истории", и более поздние Евгений Тулупов в "Трех мешках сорной пшеницы", Петр Мелехов в "Тихом Доне", Астров в "Дяде Ване", Президент фон Вальтер в "Коварстве и любви", и совсем недавние Пимен в "Борисе Годунове", и, конечно же, Маттиас Клаузен в "Перед заходом солнца" - вошли в историю не только отечественной, но и мировой сцены. Кирилл Юрьевич запомнился миллионами зрителей и благодаря своим прекрасным работам в кино. Знаковыми стали роли Синцова в фильме "Живые и мертвые", Ивана Карамазова в картине "Братья Карамазовы", и Андрея Башкирцева в полотне "Укрощение огня".

- Кирилл Юрьевич, поздравляем вас с высокой правительственной наградой. А уж президентский грант, видимо, подвигнет весь коллектив БДТ на новые творческие свершения?

- Спасибо. До сих пор не могу представить, что мне уже восемьдесят, это такой почтенный возраст. Однако я испытываю мироощущение человека, полного здравого ума и физических сил. Радует и то, что мы попали в число театров, получивших гранты. Это подтверждает наш высокий уровень. Теперь те средства, что мы зарабатываем на билетах (они раньше шли на добавки артистам), мы сможем употребить на поддержку постановочной части. Это такая же важная составляющая коллектива, как и творческая. Замечательные работники получают гроши, им тоже надо помочь.

Очень хочется, чтобы выходили интересные спектакли, чтобы зал был полон. Недопустимы торопливость и легкомысленность. Перед нами стоит весьма сложная задача не потерять собственное достоинство, сохранить серьезный психологический репертуарный театр, а это так трудно сейчас. Если мы потеряем театр с определенными традициями и направлениями, то мы рискуем вообще потерять театральную Россию. Хотя за рубежом всегда завидовали русской театральной школе и стремились понять русское театральное искусство. Так вот, если мы опустимся до уровня "развлекаловки" и зарабатывания денег - то по театральным меркам превратимся в рядовую страну. Сегодня в труппу пришли новые молодые актеры. С ними был заключен контракт на год, они проработали весь прошлый сезон и неплохо проявили себя.

- Чем вам импонирует ваш персонаж в новом спектакле "Квартет", где заняты также корифеи петербургской сцены Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко и Олег Басилашвили.

- Я благодарен Николаю Пинигину, пригласившему меня на этот спектакль. Драматургами написано не так много пьес с возрастными ролями, поэтому здесь мне очень близки черты моего героя: это престарелый артист, у которого все в прошлом. По сюжету бывшие звезды оперной сцены (и он в том числе) должны исполнить квартет Верди. Обнаруживаются определенные параллели между персонажами и артистами занятыми в спектакле: им есть что вспомнить - перипетии судеб, взлетов, падений, успехов, разочарований. Мы знакомы уже много лет: знаем и хорошие, и плохие стороны друг друга. Теперь мы впервые встретились в одном спектакле, и для нас это большое счастье - играть вместе и затронуть сердца зрителей.

- Кажется, вы сыграли уже все, что возможно. Есть ли еще роли, о которых можно мечтать?

- В свое время мне очень хотелось сыграть Федю Протасова в "Живом трупе". Я его как-то очень близко воспринимал этого человека с его протестом против общества, против всех. Он стремился уйти куда-то, чтобы его оставили в покое - эта государственная машина, которая на него давит, этот сонм условностей, которые доминируют в свете. Но не сложилось, вот и в "Квартете" мой герой говорит: "Как мне хотелось в свое время спеть Тристана или Зигфрида из Вагнера, но не случилось". Сейчас у меня нет никаких особых актерских амбиций, честно говоря - "наигрался". Но, хотя кажется, уже и сил никаких нет, и хочется отдохнуть, но каждый раз, когда начинаются репетиции, ты как старый конь, которого зовет труба боевая, опять вскакиваешь, бежишь и получаешь наслаждение от очередной новой работы. Такова наша профессия. Последняя роль в кино, над которой было безумно интересно работать - это Понтий Пилат в фильме Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Литературный материал очень сложный и любопытный, и съемки доставили мне огромное удовольствие.

Владимир Дмитриев

Фото Славы Гурецкого

Hosted by uCoz