Владимир Машков. Папа, две ипостаси и Голливуд

Вышел в широкий прокат фильм Владимира Машкова "Папа", успевший уже завоевать "Приз зрительских симпатий" на Московском МКФ-2004 и "Приз за лучшую мужскую роль" на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге. На презентацию картины в Петербург с кратким визитом прибыл Владимир Машков - исполнитель главной роли, режиссер-постановщик, автор сценария и продюсер фильма.

Машков известен широкой публике прежде всего, как популярный киноактер, сыгравший более 30 ролей в кино, в том числе в фильмах "Лимита", "Вор", "Русский бунт", "Олигарх", "Идиот". В театральных кругах его знают по ролям, созданным в спектаклях "Матросская тишина", "Ревизор" и многим других. Между тем, проявив еще одно яркое дарование, Владимир Львович заставил говорить о себе и как об успешном режиссере. На театральной сцене он поставил спектакли "Смертельный номер", "Трехгрошовая опера", "N13". В кино снял картины "Сирота казанская" и "Папа". После премьерного показа в Петербурге фильма "Папа" Владимир Машков поведал Владимиру Дмитриеву каким образом ему удается совмещать на съемочной площадке две ипостаси, две творческие профессии - актера и режиссера.

Матросская тишина

- Владимир Львович, как вынашивалась идея перенести пьесу Александра Галича на экран?

- Произведение Галича "Матросская тишина" ожидала нелегкая судьба. Пьеса была написана в 1945 году, долго лежала в столе у драматурга, затем он передал ее О.Н. Ефремову. Спектакль готовился к десятилетию театра "Современник", был представлен весь цвет труппы, роль Абрама Ильича Шварца играл Е.А. Евстигнеев. На генеральной репетиции спектакль закрыли - количество евреев на квадратный метр сцены по понятиям советских времен превышало допустимую норму. Мне кажется, антисемитизм - это одно из отвратительнейших состояний человеческого духа, и гадко все, что с ним связано. Я не еврей, но у меня огромное количество близких моему сердцу людей этой великой национальности. Так вот, пьеса 30 лет пролежала у Ефремова, прежде чем ее вновь поставили в театре.

Роль Шварца я сыграл у О.П. Табакова более 400 раз. В данной ситуации мне интересна была попытка в качестве режиссера поменять, как форму выражения два абсолютно разных жанра - театр и кино. Мне захотелось самому все сделать, самому пройти эту историю до конца. Поэтому я не сталь приглашать на главную роль каких-то известных артистов, а взялся за нее сам.

На съемках - в двух амплуа

- На какие характерные моменты в работе над этой лентой, вы акцентировали внимание, как актер и режиссер? Как удавалось сочетать две профессии на съемочной площадке?

- Мне очень дорога 13-летняя история роли, которая связала меня со многими людьми, поддержавшими идею ее экранизации. Мама - это святое, а отношения с отцом "выстраиваются" по жизни. В фильме они становятся такими, какими были описаны в пьесе Галича - истории, где два близких человека чувствуют и понимают друг друга. В этом и есть счастье, я это увидел и захотел донести эмоциональность произведения до зрителя.

Довольно сложно в кино режиссировать самого себя. С другой стороны, режиссеру, прошедшему большую актерскую школу, руководить съемочным процессом гораздо легче. Когда делаешь достаточно большую работу, иногда мешаешь сам себе. Надо победить неуверенность и следовать своим инстинктам. Задача открыть новый кинематографический язык не ставилась. Главное - сопереживание. Пьеса Александра Аркадьевича - наивно патриотическая, и символы в картине должны быть очень узнаваемы. Мы отсмотрели тысячи метров хроники, объездили сотни мест, чтобы достоверно передать атмосферу довоенной Москвы. Я вошел в роль, два года ходил заросшим, но это были приятные усилия.

Счастье творчества

- Из двух ипостасей, актера и режиссера, где так ярко раскрылся ваш талант, какая больше влечет? Наверное, в чем-то приходится жертвовать одним ради другого?

- В театре я обычно исполняю "характерные" роли. Конечно, мне больше хотелось бы работать в кино, как актеру. Но так получается, что задумывая очередную историю, я начинаю мыслить, как режиссер. Безусловно, приходится постоянно что-то откладывать "на потом". А приступив к новой работе, всякий раз с ужасом ощущаешь, что ничего не можешь толком сделать. Так, создание фильма подразумевает в себе множество моментов: выбор сценария, комплектование съемочной команды, приглашение актеров. Наконец, даже хорошая погода в нужное время иногда становится главным приоритетом процесса. Поэтому, в кино всегда должна присутствовать такая составляющая, как чудо. И когда ты создаешь мир, который увлекает людей - нет ничего прекраснее для творческого человека. Это - часть его жизни, и в этом, наверное, и заключается для него самое большое счастье.

На пути в Голливуд

- Как складываются ныне ваши отношения с Голливудом? Известно, что от каких-то проектов вы отказались, какие-то приняли. Возникают ли на съемках проблемы с языком?

- У меня есть планы относительно участия в третьей серии боевика "Миссия невыполнима-3" о новых приключениях неистребимого шпиона Итана Ханта с Томом Крузом в главной роли. Компанию Тому Крузу на съемках картины составит, вероятно, молодая, красивая блондинка, внешностью напоминающая легендарную Мерилин Монро - Скарлетт Йоханссон. Девушка предстанет перед зрителями в роли верной союзницы Этана Ханта. Работа должна была осенью начаться в Германии. Но в связи с заменой режиссера - ему нужно подготовиться - время ушло, и съемки перенесли на весну будущего года. Меня часто спрашивают, вы опять "плохого" русского играть будете? Но я и в России "хороших" русских никогда не играл - "хорошего" еврея только. Поэтому, какая разница, где сниматься в роли злодея - у нас или у них. Для меня отрицательные герои вообще интереснее и ближе. Я как легионер, в зарубежных фильмах буду воплощать людей славянской национальности. В Голливуде, как и на Мосфильме, есть фотоальбомы на всех актеров. Я же не напрашиваюсь, они сами меня приглашают. Смотрю на сценарий: сильно "злодейский" - беру, не очень - не беру.

В предыдущих голливудских картинах мои герои не особо "разговорчивы", да и задачи сыграть американца никогда не было, нет и не будет. Среди героев фильма Майкла Рэдфорда "Танцы в "Голубой Игуане" есть наемный убийца Саша, роль которого досталась мне. Он поселяется в местном отеле и за недолгое время своего пребывания в городе влюбляется в стриптизершу Эйнджел. Мой герой крайне немногословен. Обычно он звонит по телефону заказчику убийства, в очередной раз сообщает ему об отсутствии своей жертвы, а затем возвращается в номер, где с глубокомысленным видом расставляет на тумбочке патроны. Иногда выходит на балкон, откуда видит объект своих вздыханий Эйнджел, после чего присылает ей очередную партию подарков.

Почему-то некоторые СМИ считают моим "голливудским прорывом" картину "Давай сделаем это по быстрому" (2001 г., прим. авт.), где я сыграл на пару с первоклассной актрисой Дженнифер Джейсон Ли. Однако, фильм был снят далеко не самым голливудским режиссером Сергеем Бодровым-ст. в Германии. Что касается "Красной Америки", автором сценария которой является Мария Зверева, а снимать будет Андрей Некрасов - проект с бюджетом около 6 миллионов долларов еще далек до логического завершения. Вообще, это странная, страшная история о человеке, который приехал покорять Америку с мечтой набить карманы деньгами и встретить девушку на роликовых коньках. Бизнесмен прилетает из Москвы в Нью-Йорк для заключения сделки. Но влюбляется в роковую женщину, знакомится с преступным миром и окунается в безумные аферы.

Владимир Дмитриев

 

 

 

 

Hosted by uCoz