Дмитрий Месхиев. Главное, делать качественное кино

Сегодня наш гость - известный питерский режиссер Дмитрий Месхиев, недавно назначенный президентом нового престижного международного кинофестиваля "Санкт-Петербург", который с 18 по 31 июля пройдет на Дворцовой площади. Несмотря на безусловную занятость, Дмитрий нашел время для беседы с нашим корреспондентом.

Месхиев закончил режиссерский факультет ВГИКа в 1988 году, и уже через два года его картина "Гамбринус" была удостоена специальных призов на московском фестивале "Дебют-90" и на Фестивале молодого кино в Валенсии. С тех пор ни одна работа Дмитрия не оставалась без наград и премий. А последний его фильм "Свои", получивший "Гран-при" XXVI Московского кинофестиваля, собрал такое количество всевозможных призов, что только их перечень занимает два машинописных листа.

С Месхиевым мы встретились на "Ленфильме" в уютной монтажке возглавляемой им компании "Черепаха". Сейчас Дмитрий работает над производством новой полнометражной картины "Семь кабинок". Просматривая на большом плазменном экране отснятый материал, он дает указания помощнику режиссера, где нужно делать монтажные стыки. Если раньше каждую картину собирали, склеивали на монтажном столике из кусков кинопленки, то теперь кадры состыковываются в цифровом ормате.

- Дмитрий, сегодня наблюдается небывалый подъем отечественного кино. Выходит большое количество фильмов для театрального проката, а телесериалы просто поставлены "на поток". Снимают и снимаются все, кому не лень. Даже звезды порой заняты на мизерных ролях в никчемных картинах. С вашей точки зрения, плюсов или минусов больше в этом перманентном съемочном процессе?

- Плюсы налицо, минусов практически не вижу. Во-первых, я убежден, что в кино качество перерастает в количество. То есть, если делается 100 фильмов, 10-20 из них будут хорошие. Во-вторых, во всем мире кинематограф быстро развивается в техническом плане, и значит, нам волей-неволей приходится подтягиваться в спецэффектах, способах съемки и монтажа. Хотя и сейчас мы снимаем не хуже западных мэтров. В то же время кино должно быть качественным. Главное, всесторонне подготовиться, затем аккуратно снять, а потом тщательно смонтировать и озвучить картину. Качество - это в первую очередь профессионализм. Все режиссеры не могуть быть выдающимися, это и не нужно, но если человек всерьез овладел профессией, стал хорошим "ремесленником", он может делать достойное кино. Третий очевидный плюс: работают студии, создаются новые рабочие места, люди получают зарплату, а артисты, режиссеры, операторы "набивают руку".

- Как вы определяете, что вам интересно снимать, а что не очень?

- Сначала появляется идея, фабула, "история", а потом все остальное. Основой основ, конечно, служит сценарий, я их прочитываю множество, но львиная доля попадается плохих. Если меня какая-то идея все же заинтересовала, я берусь за ее реализацию. При этом опять же возникает очень много аспектов: насколько это трудно по производству, сколько это может стоить денег, буду ли я сам это снимать или передам партнерам и так далее. Что касается подбора актеров и "натуры" - этим с помощью своих помощников я всегда занимаюсь сам.

- Вы снимали и телефильмы, и полнометражные картины. Что вам больше импонирует?

- Мне больше нравится снимать "экранное" кино", которое от "телевизионного" отличается рядом факторов. Просматривая сериал, человек, как правило, занимается домашними делами. В кинотеатр же зритель приходит специально, сидит там два часа и платит за это деньги. В "полном формате" больше художественных, выразительных составляющих, больше ответственности и риска потому что на огромном экране все недостатки видны гораздо отчетливее. Но и работать в этом жанре более интересно. Телесериалы - это в большей мере ремесло, бизнес. Здесь другие способы съемки, другие планы, и не требуется скрупулезности, присущей большому кино. Этот жанр не хуже - он просто другой.

- Существуют ли на текущий момент какие-то серьезные проблемы в подготовке к проведению фестиваля "Санкт-Петербург"?

- Если Петербург позиционирует себя как культурная столица России, то такой серьезный международный кинофестиваль городу просто необходим. Главное, провести его достойно. Сейчас все идет по плану, каждый занят своим делом, серьезных проблем нет. Мы ни одного шага не делаем без согласования с городскими службами и Эрмитажем, особенно в технических вопросах. Даже помост возводится, чтобы брусчатку не испортить, хотя раньше здесь проходили парады и демонстрации и никто над этим не задумывался. Я, как человек, живущий в этом городе и любящий его, буду первым возражать, если возникнет угроза нанесения хотя бы малюсенького ущерба музею или площади.

Текст и фото: Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz