Никита Михалков. Фандорин против Пожарского

Приключенческий детектив "Статский советник", снятый студией "Три Тэ" Никиты Михалкова по заказу Первого канала продолжил победное шествие экранизаций романов Бориса Акунина о похождениях статского советника Эраста Фандорина.

Телевизионные права на всю книжную серию приобрел Первый канал. В то же время огромное количество кинематографистов было заинтересовано в работе над популярными произведениями, потому что появился Фандорин - новый герой, в которых время от времени так нуждается общество. После создания телесериала "Азазель" в результате длительных переговоров с Акуниным была достигнута договоренность о производстве художественных фильмов для театрального проката по мотивам книг о Фандорине. Вначале на экраны вышел получивший широкий резонанс "Турецкий гамбит", теперь настала очередь одного из самых популярных и наиболее подходящих для экранизации романов Акунина - "Статский советник". После премьеры картины, состоявшейся в киноцентре "Колизей", Владимир Дмитриев побеседовал с генеральным директором компании "ТриТэ" Никитой Михалковым - художественным руководителем, продюсером проекта и исполнителем одной из главных ролей князя Пожарского.

- Никита Сергеевич, противостояние двух главных героев Фандорина и Пожарского, борьба двух мощных интеллектов, двух совершенно разных мировоззрений и характеров во многом убедительно передается благодаря вашим диалогам с Олегом Меньшиковым, сыгравшим Фандорина. Вы имели возможность импровизировать или каким-то образом менять сценарий во время съемок?

- Еще в тот момент, когда я сам собирался снимать эту картину, мы довольно подробно обсуждали с Акуниным роль Пожарского. Я был совершенно уверен: играть по шаблону такого записного мерзавца мне, как и любому думающему артисту было бы абсолютно неинтересно. Тем более невозможно играть просто зло или просто добро, что намного сложнее, ибо еще Станиславский говорил: "Ищи в хорошем дурное, в дурном хорошее". Плюс к тому - нельзя раскрыть никакой образ, если ты не пытаешься для себя объяснить, оправдать поступки героя, хотя бы в той мере, чтобы быть органичным. Сказочные злодеи существуют, но это совершенно другой жанр. Поэтому, с дозволения Бориса Акунина и режиссера Филиппа Янковского я имел достаточную свободу передвижения в кадре и возможность выговориться. Какие-то моменты я дорабатывал, расширял, уточнял, добавлял, импровизировал, и это не выходило за рамки представлений автора о характере персонажа. Некие повороты внутри этой роли, те мысли, которые на мой взгляд могли бы придти в голову Пожарскому отражены, озвучены в фильме.

- Можно ли провести параллели между глянцевой телевизионной эстетикой современных сериалов, где история порой подается без полутонов, и этой во многом исторической художественной картиной?

- Вот, когда 4 серии "Статского советника" выйдут на Первом канале, там будет телеэстетика, а этот фильм снят для театрального проката, и здесь нет никакой механической попытки соединить одно с другим, чтобы получилось третье. Если иметь в виду эстетику фильма, я не люблю смешения жанров, но в данном случае приемы старого литературного кино органично сочетаются с энергичным современным монтажом. Важно, что говорят Фандорин и Пожарский, важно быть дослушанным, чтобы понять их сущность. Сегодня выпускается много новых картин, безукоризненных по форме, но в них как раз не хватает глубины, человечности, а паузы, дающие возможность представить, как думает герой, что он ответит - просто вырезаются.

- Легко ли было работать с партнерами по съемкам?

- Мы пытались каждый на своем месте с любовью друг к другу создать атмосферу внутреннего партнерства, приятного и удобного для всех. Порой собираются профессионалы, они прекрасно загримированы, знают свои тексты, а зрителю неинтересно. Нужно уметь соединять увлекательный сюжет с человеческими отношениями и характерами, как раз то, на чем зиждется величайшая русская актерская школа. Поэтому все вместе мы стремились, развивая каждый свою роль в глубину, понять что за человек - романтик, прагматик или авантюрист - скрывается за строчками сценария. Может быть, в этом смысле мы в какой-то мере вышли за рамки романа Акунина, но это было очень важно и интересно для нас всех.

- Как объяснить, что террористы местами смотрятся интересней основных героев?

- Действительно, образы революционеров-авантюристов, ярко раскрытые Константином Хабенским, Оксаной Фандерой и Алексеем Горбуновым, очень привлекательны. Они гонимы, они постоянно ищут выход из острых ситуаций, и у каждого своя личная правда, в которую они свято верят. Хотя первоочередной задачи показать определенный внутренний либо идеологический конфликт между молодым поколением и старыми ретроградами перед создателями фильма не стояло, некая проекция на современное поколение просматривается.

 

Владимир Дмитриев.

 

Hosted by uCoz