Сыграть Марию Стюарт…

Роль королевы шотландской Марии Стюарт, сыгранная молодой талантливой актрисой Ириной Патраковой в одноименном спектакле Тимура Чхеидзе в БДТ им. Товстоногова, в одночасье превратила недавнюю выпускницу ГАТИ в одну из заметных фигур петербургской театральной сцены.

Спектакль, вне всякого сомнения, стал одной из самых удачных постановок прошлого сезона в Большом драматическом, явив некую ностальгию по так недостающему ныне академизму и сдержанности, которые в сочетании с мастерством исполнителей в былые годы представляли собой убедительные атрибуты классического репертуара ведущих театров нашего города. На роли в трагедии Фридриха Шиллера в переводе Пастернака Тимур Чхеидзе, видимо, стремясь внести свежую струю в размеренное течение постановочного процесса в родном театре, утвердил актеров среднего поколения и молодежь. А мэтры – Леонид Неведомский и Андрей Толубеев – обладая опытом и интуицией, словно сцементировали великолепный ансамбль исполнителей. Но безусловной интригой стало приглашение на главную роль Стюарт дебютантки Ирины Патраковой.

- Ирина, что предшествовало вашему появлению в БДТ?

- Мечтаний было много, но я всегда знала, что буду заниматься творчеством. В Кургане закончила художественное училище по специальности мастер по обработке металла. Поиграла там в студенческом театре и, решив попробовать себя на профессиональной актерской стезе, приехала в Петербург и поступила на курс Сергея Паршина в Театральной академии. И здесь фортуна была ко мне благосклонна. Студенческая курсовая работа – спектакль “Стеклянный зверинец” по Теннеси Уильямсу, поставленный одним из наших педагогов Еленой Черной – была включена в репертуар театра “Приют комедианта”.

После окончания академии два года назад мы всем курсом дружно ходили по всем питерским театрам, в Москву ездили. Примерно в то же время Чхеидзе был назначен главным режиссером БДТ. Меня и других выпускников пригласили туда на просмотр, и буквально на следующий день Кирилл Лавров и Тимур Чхеидзе пожали нам руки и поздравили с зачислением в штат этого прославленного театра.

- Как вы попали на роль Марии Стюарт? Вы понимали, что режиссер в какой-то мере рискует, назначая на такую крупную работу молодую, в общем-то неопытную актрису?

- Действительно, прежде я была занята в незначительных эпизодических ролях. Так что, это потрясающее предложение, как чудо в чистом виде, стало для меня полной неожиданностью. До сих пор не понимаю, как такое случилось. Вообще, я страшно счастливый и удачливый человек, все о чем мечтаю – сбывается. Но, как мне кажется, еще просматривая наш курс, Тимур Нодарович подбирал актеров с прицелом на будущие постановки, и видимо, отчасти поэтому моя скромная персона привлекла тогда его внимание.

- Может быть, режиссер разглядел в вас черты, присущие, на его взгляд, именно этому персонажу? А как вы входили в образ?

- На какое-то время я стала “стюартоведом”, перечитав всю доступную мне литературу. На эту тему написаны десятки произведений, историки до сих пор бьются, кем она была Мария Стюарт – злодейкой или святой. Вопрос не прояснен, и это рождает множество интриг. Но людей однозначно хороших или плохих не существует. Так и образ Марии Стюарт несет в себе множество черт и оттенков. Чем человек сложней, тем он загадочней, и всегда хочется докопаться до истины. Несмотря на свое восприятие персонажа, все же в основном я опиралась на позицию режиссера и считала его мнение основополагающим. Хотя во многом наши взгляды совпадали. Главное впечатление от репетиций – я постоянно находилась в полуобморочном, возвышенном состоянии, я была упоительно счастлива.

- Теперь, после успеха Марии Стюарт, что бы вам хотелось сыграть? В каком жанре?

- Пока я нахожусь на том этапе, когда не ты выбираешь, а тебя выбирают. В антрепризы не приглашают, минула чаша сия. Но, честно говоря, играть банальные антерпризные комедии не хочу. В кино делаю первые шаги – снялась в фильме Юрия Фетинга “Мифы моего детства”. Пока мне трудно сформулировать мои желания, думаю, все еще впереди. Много на чем “свет клином” может сойтись, но надеюсь хватит ума отбирать самое важное. Я никогда не откажусь от работы, которая покажется мне интересной, будь то участие в постановках современной либо классической драматургии или съемки в кино.

Текст и фото Владимира Дмитриева

Hosted by uCoz