Рената Литвинова. За любовью в царство теней

Премьерный показ нового фильма известного российского драматурга и актрисы Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила" состоялся в кинотеатре "Аврора".

В "Богине" Литвинова дебютировала в качестве режиссера полнометражной художественной ленты. Более того, Рената - автор сценария, исполнительница главной роли и сопродюсер новой картины. Популярная писательница и актриса с 1991 года работает в кино - она принимала непосредственное участие в создании 15 фильмов, среди которых три - сняты удивительным режиссером Кирой Муратовой. В 1994 году "Увлеченья" Муратовой получили приз "Ника", как лучший фильм года, а Литвинова (автор монологов и актриса) была отмечена специальным упоминанием жюри ОРКФ "Кинотавр-94" за актерский дебют. В 2000 году Рената сняла ленту "Нет смерти для меня" с участием пяти звездных актрис советского экрана - Нонны Мордюковой, Лидии Смирновой, Татьны Окуневской, Татьяны Самойловой и Веры Васильевой. Фильм стал режиссерским дебютом Литвиновой в документальном кино. Серьезный зрительский успех имела психологическая драма-римейк "Небо. Самолет. Девушка" (2002 г.), где Рената впервые выступила, как продюсер.

- Рената, ваш новый фильм "Богиня" с сюрреализмом аллегорий, мистикой на грани абсурда и тонким гротеском, несущим легкую иронию, после показов в Выборге на фестивале "Окно в Европу" и в Москве вызвал неоднозначную реакцию зрителей и прессы. В чем, по вашему, заключается идея картины?

- Существует большая проблема - люди не могут полюбить по-настоящему. Есть мифы о любви, которая на этом свете не может быть вечной и совершенной. Это Орфей, опускающийся в ад. Это "Ромео и Джульетта", историю которых придумал Шекспир. В моей версии смысл человеческой жизни - в любви, сохранить которую можно только покинув Землю. Но мифические боги, полюбив, превращались в обычных людей. Здесь наоборот - ради любви люди становятся богами. Они вершат чудеса, умирают, перемещаются в потусторонний мир, но не всегда возвращаются обратно.

- Ближе к развязке героиня произносит: "Я никогда не любила. Но ради любви возвращаются даже мертвые". Можно ли эту фразу считать квинтэссенцией картины?

- В моем понимании, загробный мир не абстрактен. Все мы - будущие мертвые. Для меня мертвые, это не просто покинутые тела, это наши бывшие живые и любимые люди. В фильме героиню посещает призрак мамы. Отчасти, все мы живем и ради любимых людей. Часто ловлю себя на мысли, что когда я что-то делаю, внутренне посвящаю это тем, кого очень люблю, и среди них конечно - мама. Возможно, в картине также спроецировался один из моих страхов. Это потеря близких. По-моему, одно из самых страшных наказаний для человека - пережить любимого.

Что касается сюжета, мне ужасно нравятся мистические истории в жанре детектива. В сюжетной подоплеке лежат засекреченные документы жуткого уголовного дела из милицейских архивов. Врачи, похитившие девочку, занимались непонятными опытами и покончили с собой при аресте. Я не отказываюсь и от того, что во многом при работе над лентой сказалось влияние Киры Георгиевны Муратовой, которую очень люблю. У нас не случайная симпатия, мы дополняем друг на друга.

- Образ вашей героини Фаины - женщины без претензий, внешне наивной, причудливой и сентиментальной, но наделенной глубокими чувствами и эмоциональным внутренний миром - вы придумали или существовал какой-то реальный прототип?

- И так, и так. Это же художественное кино. В жизни я таких слегка ненормальных людей часто встречаю и по-своему люблю. Образ во многом навеян ими. Да и сама я не претендую на звание самой "нормальной" женщины на планете. Вообще, смысл жизни - испытать любовь. Фаина не умеет любить и влачит бессмысленное существование. Небесные ангелы сжалились над чистой душой, послав ей любовь. Но для ее обретения героине приходится при помощи потусторонних сил побывать в загробном мире. Предназначение оказывается выполненным, но возврата назад уже нет.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz