Сергей Сельянов. Продюсер за все в ответе
Быстро развивающийся российский кинорынок дает возможность ежегодно выпускать практически любое количество фильмов. В кино притекают серьезные деньги,
и ситуация все больше напоминает ту, что сложилась в начале 1990-х годов. Тогда за год делали несколько сот картин, но ничего волшебного не случалось, и в памяти народной реально не осталось ни одной из них.Если сегодня начать осваивать вложения как попало, "снимать, чтобы снимать", то качество фильмов резко упадет. Рынок реагирует позитивно только на оригинальные проекты, и на первый план выступает наличие творческих идей. Участники того или иного проекта - сценарист,
режиссер, продюсер - полны амбиций, тем не менее, к.п.д. в творческом процессе исключительно мал и составляет около 3 %. То есть из 100 выпускаемых фильмов всего 2-3 - сильных. Так сложилось, что ценность идеи определяет успех проекта, поэтому в профессии продюсера самое главное это выбор. Нашел, развил или придумал - все остальное дело техники. Ни деньги, ни тем более производство не являются ныне какой-то особой проблемой. Сегодня четко определяется позитивная тенденция устойчивого роста рейтинга российского игрового кино на телеканалах. Аналогичная задача стоит перед продюсерами картин для театрального показа - забрать у иностранцев некую существенную часть нашего же рынка киноиндустрии. Киносети и кинотеатры работают с американскими картинами, так как они обеспечивает стабильный источник дохода. Надо доказать, что и наши фильмы способны системно присутствовать на киноэкране и приносить прибыль. Российское кино должно составлять не менее 30 % рынка кинопроката. Своим видением аспектов воплощения успешных идей в кинематографе со мной поделился Сергей Сельянов - известный режиссер, сценарист и продюсер, руководитель кинокомпании СТВ. Сельянов продюссировал более 40 художественных и документальных фильмов, отмеченных призами российских и международных кинофестивалей, а также несколько телепрограмм на ОРТ.- Сергей Михайлович, что нужно делать чтобы инициировать яркие идеи, чтобы люди, которые пишут захватывающие сценарии и их воплощают, полнее раскрывали свои творческие способности?
- К сожалению, отсутствие идей существенно лимитирует победное шествие нашего кинематографа. Но применительно к такой иррациональной субстанции как талант, и у нас, и во всем мире рецепта нет никакого. Безусловно, рост рынка, увеличение количества запускаемых в производство фильмов способствуют возможности проявить свой талант большему числу сценаристов и режиссеров, которые приходят работать в кино. Их количество увеличивается, но медленно. Поэтому успех во многом зависит от чутья и интуиции продюсера. Ему, прежде всего, нужно не просмотреть, не упустить интересную идею.
- Большую часть выпускаемых сегодня фильмов составляют ленты "легкого" жанра: приключения, боевики, комедии. У вас нет намерения обратиться, например, к классике, снять что-то серьезное?
- Действительно, много картин выпускается в легком жанре. Но мы ведь не планируем, как это было в советское время: один фильм о нашем современнике, один фильм из классики, один фильм про войну, один - для детей и юношества. Никто ничего специально не замышляет. Все зависит от идей и проектов, которые возникают естественным путем. Если мне предложат несколько замечательных комедийных сценариев и один "серенький" на классику, то я предпочту сделать пять сильных комедий, чем одну слабую картину по классическому сюжету. Мы стараемся чувствовать, что происходит в кинематографе, что сейчас интересно и полагаемся, опять же, на талант. Все что сильно, что "заводит" должно быть осуществлено. Кстати, в следующем году у нас на СТВ будут
выпускаться некие другие, более серьезные зрительские фильмы, с довольно большим бюджетом. О неизвестном периоде жизни Чингисхана, о его любви расскажет картина "Монгол", рассчитанная на самого широкого зрителя. Новый большой полнометражный фильм "Перегон" создателя "Кукушки" Александра Рогожкина возвратит нас во времена Великой Отечественной войны.- А в этом году чем порадуете?
- Летом на экраны выйдет современная брутальная комедия "Мама не горюй-2", являющаяся продолжением популярной "черной" комедии, ставшей одним из лидеров отечественного видеорынка в 1997 году. Много воды утекло со времен криминального беспредела середины 1990-х, изменилась страна, но изменились ли наши герои? На август намечен релиз фантастической мелодрамы "Контакт". В неком городе живут мать и ее сын Егор. У них есть тайна: отец Егора - инопланетянин, от которого сын унаследовал странные, буквально нечеловеческие способности. "Бумер-2" - один из самых ожидаемых российских кинопроектов 2005 года. В первом фильме все главные герои, за исключением Димона Ошпаренного, погибают. Но волею сценариста и режиссера к жизни возвращен еще один персонаж - Костян Кот. Как оказалось, его спасли после тяжелого ранения. Костян выжил и хочет начать новую жизнь. Фантастическая молодежная интернет-комедия "Хоттабыч" по мотивам книги Сергея Кладо "Медный кувшин старика Хоттабыча" - это римейк известного сюжета на новый лад. Освобожденный из кувшина молодым хакером Геной, старик Хоттабыч заново познает сильно изменившийся мир высоких технологий и интернета, в котором даже могущественный джинн может далеко не все.
Владимир Дмитриев