Сергей Сельянов. Продюсер за все в ответе

Быстро развивающийся российский кинорынок дает возможность ежегодно выпускать практически любое количество фильмов. В кино притекают серьезные деньги, и ситуация все больше напоминает ту, что сложилась в начале 1990-х годов. Тогда за год делали несколько сот картин, но ничего волшебного не случалось, и в памяти народной реально не осталось ни одной из них.

Если сегодня начать осваивать вложения как попало, "снимать, чтобы снимать", то качество фильмов резко упадет. Рынок реагирует позитивно только на оригинальные проекты, и на первый план выступает наличие творческих идей. Участники того или иного проекта - сценарист, режиссер, продюсер - полны амбиций, тем не менее, к.п.д. в творческом процессе исключительно мал и составляет около 3 %. То есть из 100 выпускаемых фильмов всего 2-3 - сильных. Так сложилось, что ценность идеи определяет успех проекта, поэтому в профессии продюсера самое главное это выбор. Нашел, развил или придумал - все остальное дело техники. Ни деньги, ни тем более производство не являются ныне какой-то особой проблемой. Сегодня четко определяется позитивная тенденция устойчивого роста рейтинга российского игрового кино на телеканалах. Аналогичная задача стоит перед продюсерами картин для театрального показа - забрать у иностранцев некую существенную часть нашего же рынка киноиндустрии. Киносети и кинотеатры работают с американскими картинами, так как они обеспечивает стабильный источник дохода. Надо доказать, что и наши фильмы способны системно присутствовать на киноэкране и приносить прибыль. Российское кино должно составлять не менее 30 % рынка кинопроката. Своим видением аспектов воплощения успешных идей в кинематографе со мной поделился Сергей Сельянов - известный режиссер, сценарист и продюсер, руководитель кинокомпании СТВ. Сельянов продюссировал более 40 художественных и документальных фильмов, отмеченных призами российских и международных кинофестивалей, а также несколько телепрограмм на ОРТ.

- Сергей Михайлович, что нужно делать чтобы инициировать яркие идеи, чтобы люди, которые пишут захватывающие сценарии и их воплощают, полнее раскрывали свои творческие способности?

- К сожалению, отсутствие идей существенно лимитирует победное шествие нашего кинематографа. Но применительно к такой иррациональной субстанции как талант, и у нас, и во всем мире рецепта нет никакого. Безусловно, рост рынка, увеличение количества запускаемых в производство фильмов способствуют возможности проявить свой талант большему числу сценаристов и режиссеров, которые приходят работать в кино. Их количество увеличивается, но медленно. Поэтому успех во многом зависит от чутья и интуиции продюсера. Ему, прежде всего, нужно не просмотреть, не упустить интересную идею.

- Большую часть выпускаемых сегодня фильмов составляют ленты "легкого" жанра: приключения, боевики, комедии. У вас нет намерения обратиться, например, к классике, снять что-то серьезное?

- Действительно, много картин выпускается в легком жанре. Но мы ведь не планируем, как это было в советское время: один фильм о нашем современнике, один фильм из классики, один фильм про войну, один - для детей и юношества. Никто ничего специально не замышляет. Все зависит от идей и проектов, которые возникают естественным путем. Если мне предложат несколько замечательных комедийных сценариев и один "серенький" на классику, то я предпочту сделать пять сильных комедий, чем одну слабую картину по классическому сюжету. Мы стараемся чувствовать, что происходит в кинематографе, что сейчас интересно и полагаемся, опять же, на талант. Все что сильно, что "заводит" должно быть осуществлено. Кстати, в следующем году у нас на СТВ будут выпускаться некие другие, более серьезные зрительские фильмы, с довольно большим бюджетом. О неизвестном периоде жизни Чингисхана, о его любви расскажет картина "Монгол", рассчитанная на самого широкого зрителя. Новый большой полнометражный фильм "Перегон" создателя "Кукушки" Александра Рогожкина возвратит нас во времена Великой Отечественной войны.

- А в этом году чем порадуете?

- Летом на экраны выйдет современная брутальная комедия "Мама не горюй-2", являющаяся продолжением популярной "черной" комедии, ставшей одним из лидеров отечественного видеорынка в 1997 году. Много воды утекло со времен криминального беспредела середины 1990-х, изменилась страна, но изменились ли наши герои? На август намечен релиз фантастической мелодрамы "Контакт". В неком городе живут мать и ее сын Егор. У них есть тайна: отец Егора - инопланетянин, от которого сын унаследовал странные, буквально нечеловеческие способности. "Бумер-2" - один из самых ожидаемых российских кинопроектов 2005 года. В первом фильме все главные герои, за исключением Димона Ошпаренного, погибают. Но волею сценариста и режиссера к жизни возвращен еще один персонаж - Костян Кот. Как оказалось, его спасли после тяжелого ранения. Костян выжил и хочет начать новую жизнь. Фантастическая молодежная интернет-комедия "Хоттабыч" по мотивам книги Сергея Кладо "Медный кувшин старика Хоттабыча" - это римейк известного сюжета на новый лад. Освобожденный из кувшина молодым хакером Геной, старик Хоттабыч заново познает сильно изменившийся мир высоких технологий и интернета, в котором даже могущественный джинн может далеко не все.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz