Родион Щедрин. Шостаковичу посвящается...

Недавний визит в Петербург известного во всем мире композитора, пианиста и общественного деятеля, народного артиста СССР Родиона Щедрина, приуроченный сразу к несколькими знаменательными музыкальным событиям, стал украшением V фестиваля "Международная неделя консерваторий", проходившего в нашем городе.

Во-первых, на торжественном открытии фестиваля в Концертном зале им. А.К.Глазунова состоялась российская премьера симфонических этюдов Щедрина "Диалоги с Шостаковичем". Исполнение этого произведения было посвящено памяти выдающегося советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, день рождения которого отмечался 25 сентября и с которым Родиона Константиновича связывали многолетние дружеские отношения. Наконец, Родиону Щедрину было присвоено звание Почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории.

Один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ века, Щедрин, владея острым современным музыкальным языком, смог создать произведения, доступные широким кругам слушателей. Мастерство и непредсказуемость таланта Родиона Константиновича каждый раз позволяют ему по разному представать в каждом новом своем сочинении. И в то же время оставаться самим собой, неповторимым Щедриным, а это непросто в наше время, когда мода преходяща, и музыкальные течения сменяют друг друга. В разноплановых произведениях он вроде бы и не похож на себя, и в то же время угадывается в каждой ноте. Это тот Щедрин, которого мы знаем с юности, как автора озорных частушек, музыки к кинофильмам, популярных песен, филармонических произведений и зажигательной "Кармен-сюиты".

- Родион Константинович, каковы ваши впечатления от событий, связанных с вашим именем? Что значит для вас Петербург?

- Присвоением звания Почетного профессора СПб консерватории мне оказана высокая честь. Огромную радость доставило и то, что российская премьера "Диалогов с Шостаковичем" состоялась в этом городе. Петербург это священное место, доставляющее радость всякому музыканту из любого уголка Земли. Так, приезжая в Зальцбург, мы ощущаем дух Моцарта, в Петербурге - другие необыкновенные флюиды. Здесь обитают души великих музыкантов, кажется, вот сейчас повстречаешь Чайковского, Мусоргского, Прокофьева. Удивительно, но нас в этот раз поселили в номере, где жил Стравинский.

- Являются ли симфонические этюды отражением ваших теплых отношений с Шостаковичем?

- Действительно, их можно назвать жизненными диалогами. Дмитрий Дмитриевич знал меня с 9-летнего возраста. В Куйбышеве, где все мы находились в эвакуации, Шостакович записывал финал своей бессмертной VII симфонии. Мой отец помогал ему в подготовке оркестрового материала для ее премьеры. В 1942 году, в возрасте 10 лет, мне посчастливилось присутствовать на генеральной репетиции симфонии в куйбышевском оперном театре. Впоследствии мы довольно часто общались с Дмитрием Дмитриевичем. В 1964 году встретились на отдыхе в Армении, где целое лето провели в Дилижане. Мы играли в футбол, были 2 команды - Арно Бабаджаняна и Родиона Щедрина. И всегда эти матчи судил Шостакович. Он обожал футбол и слушал трансляции матчей даже на армянском языке: шум стадиона доставлял ему радость и позволял отвлечься от работы.

В музыкальном плане Дмитрий Дмитриевич был богом для меня. У него было колоссальное чувство внутренней свободы, он писал, что чувствовал. Да, мы жили в системе, где существовали ограничения, запрещения, ощущение творческой неуютности. Были сочинения "на случай". Но они были у всех: Бах, Чайковский, Моцарт - всем им приходилось писать по необходимости. Любой профессионал должен уметь выполнить заказ будь то маркграфа, князя или первого секретаря ЦК КПСС. Но у Шостаковича гениальные творческие блестки присутствовали во всех его творениях.

- Вы часто бываете за границей. Там композиторам жить легко?

- Никто никому на блюдечке ничего не приносит. Советская пропаганда в свое время создала образ капиталистического рая для композиторов. Мол, там их привечают чеками на любые суммы, номерами "люкс", и другими благами, недоступными простому смертному. Это миф. Там жизнь еще более жесткая и "непроницаемая". Всем трудно. Мне доводилось работать в Америке и в Канаде. На мастер-классах я отмечал талантливейших людей, которые, как мне казалось, должны были завоевать заслуженную популярность, и быть у всех "на устах". Но по прошествии нескольких лет, просматривая музыкальные журналы, каталоги грамзаписей, репертуары театров, я не находил их имен. И дело не в идеологических запретах, они там тоже существуют, но только принимают другие формы, а в том, что молодым композиторам в принципе несказанно сложно "пробиться".

У нас вообще "корабль искусства" почти опрокинут. На экранах телевизоров мы видим самоуверенных, довольных людей, которые считают себя великими композиторами (некоторые из них даже нот не знают), певцами, поэтами, художниками. Они, не стесняясь, выливают на нацию свои "эстетические" воззрения. Среди этого моря неучей истинные композиторы призваны сегодня нести ответственность за сохранение поразительной высоты, достигнутой величайшими гениями российского музыкального искусства.

Текст и фото Владимира Дмитриева

Hosted by uCoz