Михаил Шемякин. Художник и патриот  

В стенах Мариинского театра со всемирно известным художником Михаилом Шемякиным, участвовавшим в постановке балета "Щелкунчик", беседует журналист Владимир Дмитриев

- Михаил, каково сегодня отношение к русскому искусству за рубежом?  

- Любая галерея или выставка там проваливается, если она имеет вывеску типа "Русский мир" или "Русские художники". Это происходит потому, что отношение к России во всем мире на сегодняшний день довольно недружелюбное. Россия так представила себя, что, если раньше в Америке говорили сицилианец, то подразумевали Аль Капоне. Сейчас, когда говорят: русский, то думают о мафии и считают, что галереи открывают, чтобы деньги отмыть. Сам момент присутствия этнического русского или польского неприемлем. Приходится прибегать к неким иезуитским ходам. Так вот: организуется какая-то тематическая интернациональная экспозиция, например, "Глаз в искусстве", куда входит целый блок российских художников и скульпторов. Здесь просто рассматривается уровень мастеров, и мы таким образом "протаскиваемся" на мировую арену. Вот в этом и заключается моя задача, которой я занимаюсь уже 30 лет.  

- Вы ощущаете перемены в России?  

- Перемен много. Когда-то были подпольные выставки, которые арестовывались. Сегодня выставляй, что хочешь, хоть голым пляши. Для меня, как для "шестидесятника" очевидны колоссальные перемены в свободе прессы, ну, а журналистика вообще в состоянии беспредела. К сожалению, журналисты наносят себе большой ущерб погоней за дешевыми сенсациями. Сегодня, когда читаешь постсоветскую прессу, доверия к ней уже не испытываешь. Когда было советское время - газеты были заполнены враньем. Как тогда шутили, в "Известиях" нет правды, а в "Правде" - известий. А сейчас 90% публикаций (заголовком или изложением какой-то довольно сомнительной истории) стремятся добиться того, чтобы газету раскупали.  

- Свободы, действительно, хоть отбавляй. Теперь наши культурная интеллигенция жалуется на то что кушать нечего?

- На Западе правительства художников никак не поддерживают. Поддержку оказывают, например, крупные галереи, "раскручивая" определенных людей. Есть, конечно, свои минусы. Но я знаю многих художников, которые крутят баранку, и никому из них в голову не придет говорить, что я, мол гений - работаю шофером, а вечером пишу картины. Там это нормально. Я в свое время тоже 5 лет работал на городской помойке, убирал снег и мыл плевательницы, а ночами писал свои картины, потому что не хотел идти по линии официоза, мне это претило. Если ты талантлив, - ты пробьешься. Здесь генералы и маршалы от искусства имели приличные льготы, за которые шла борьба. Потом вся эта когорта оказалась выброшенной на улицу, и началось это нытье. Но были и другие художники, и они свою планку не опускали. На сегодняшний день изобразительное искусство на Западе, за исключением авангарда, никакой популярностью не пользуется. Считается, что все, что создавалось после 30-го года - сущая ерунда. В том числе и соцреализм, который наше министерство культуры в совковые времена, естественно, не могло донести до заграницы. Хотя и в соцреализме были мощные мастера, такие как Александр Тышлер, Дейнека, Кербель, Аникушин, Поворский, Митрохин и другие, которые балансировали и находили средства для самовыражения. И они до сих совершенно неизвестны за рубежом! Если говорить серьезно о вхождении российского изобразительного искусства на международную арену, то это долгий сложный путь. Нужно прежде всего показать, что делалось у нас все эти годы. Но этим никто не занимается. Талантов много в России, но не хватает образования, да и 70 лет люди были оторваны от всего, что творилось на Западе.

- Будут ли осуществляться в этом плане какие-либо проекты в нашем городе?  

- Путин выделил мне большое помещение в Петербурге, в котором после ремонта разместится филиал моего института психологии, философии и творчества. Здесь, благодаря современной аппаратуре, компьютерам, интернету, будем накапливать нужные материалы из уникальнейшей библиотеки этого института для того, чтобы помочь российской глубинке. Попытаемся воспитать, взрастить новую, пусть немногочисленную, группу молодых талантливых художников, искусствоведов, скульпторов, не имеющих возможности побывать за границей, узнать там что-то новое. Собираемся также, проводить интернациональные тематические выставки, включающие, прежде всего, работы российских художников, и тем самым постепенно предлагать российское искусство Западу. В то же время, после того, что здесь с моим памятником творят мои коллеги - срезали автогеном рельефы, спилили стол, остался только кусок гранита - большого желания работать над чем-то в Питере не возникает.  

- Расскажите немного о ваших скульптурных работах, которые открыты в Лондоне и в Москве?

- В свое время королевская семья объявила конкурс, и я его выиграл. Многофигурный монумент - это памятник ПетруI в Лондоне, куда он инкогнито совершил посольство 300 лет назад. Монумент установлен на берегу Темзы, где царь Петр сошел с корабля. Он в роскошном камзоле, в одной руке у него подзорная труба, в другой - голландская трубка. В группу входят также карлик в парике и треуголке, с глобусом в одной руке, ботиком Петра в другой и ангелом на плече. Рядом поистине королевское кресло для зрителей, которые пожелают сфотографироваться с Петром. В Москве открылась 15-фигурная композиция, выполненная по заказу московской мэрии, над которым я работал с большим интересом. Это один из самых больших и очень сложных по замыслу скульптурных проектов на сегодняшний день - памятник "Дети - жертвы пороков взрослых". Надо было отразить все пороки: пьянство, детскую проституцию, насилие, наркоманию и так далее. В лобовом решении это сделать невозможно, поэтому пришлось прибегнуть к аллегориям. Мальчик и девочка, играющие в жмурки, с завязанными глазами выбегают из счастливого детского мира навстречу монстрам-порокам, которые протягивают к ним руки. Над этим проектом я трудился более трех лет, и вот, наконец, он близок к завершению. Затем продолжу работу в мастерской - планов и задумок очень много!

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz