Юрий Шевчук. Вехи и рубежи 

В конце года и тысячелетия у Юрия Шевчука и его команды, уже 25 лет носящей имя "ДДТ", произошло несколько знаменательных событий. Получили премию "Царскосельскую", которая им очень по душе (за 8 лет существования ее вручали Галине Вишневской, Алисе Фрейндлих и другим знаменитостям). Въехали в новые апартаменты, где разместится, по словам Шевчука, лучшая студия в городе, и где записываться будет не только ДДТ, но и молодежь. Отыграли "на ура" юбилейный концерт "20:00" в Ледовом дворце. И, так как после последнего разговора с участниками коллектива прошло уже полгода, наш корреспондент решил задать лидеру группы накопившиеся за это время вопросы.  

- Юра, поздравляю с новой студией, целым "Домом ДДТ"! Трудно было добиться?  

- Спасибо. 12 лет мы жили в ДК Железнодорожников, всем помогали (там писались около 40 питерских рок-групп). Новый директор нас выставил еще в мае, и мы не имели площадки даже для репетиций. Этот дом действительно не без труда, но взяли в аренду на 10 лет, и будем здесь основательно располагаться.  

- Как родилось название команды 20 лет назад?  

- Дело было в Уфе, была масса проектов названия, типа "Блюминг", "Монитор". Остановились на ДДТ (Дуст) с целью, как бы, травить всякую там нечисть. С другой стороны, ДДТ коротко и емко звучит, ну и решили остановиться на этом. Первый же концерт нашей группы закончился печально: нас разогнали, мы играли, в основном, на кухнях, в подвалах. А в 87-м появились в Питере в Рок-клубе.  

- Отношение к Петербургу изменилось с тех пор?  

- Иногда мне кажется, что я здесь родился, корнями прирос. Это главный город, самый лучший для меня, и я бы хотел здесь умереть.

- Существуют ли особенности национальных гастролей?  

- В каждом городов, где выступаешь, приходится буквально драться за все. Постоянно думаешь о качестве концерта, идет постоянная борьба с администрацией, которая завышает цены на билеты, борьба за звук, за свет и т.д. С аппаратурой для живых концертов - просто беда. В России уровень технического оснащения катастрофически упал, благодаря фонограммщикам. Вот, в Хабаровске: 3 колонки, 3 лампы и билеты по 600 рублей. Идем в администрацию, ругаемся. Наконец, собирается со всей области аппаратура, свет, звук (мы сами все это монтируем), билеты делают входные по 50 рублей. И так везде. Прилетаешь в Новосибирск или Красноярск, там встречают с цветами и "Мерседес" стоит. А я понимаю сразу, что нет света, нет звука, ужасный зал, и в "Мерседес" ни разу еще не сел. Схожу с трапа и сразу спрашиваю обо всем: как с аппаратурой, как с охраной, какие цены на билеты. Безумие, а не гастроли. Иногда приходилось самим покупать билеты, самим носить аппаратуру на поезд. Нас никто не провожает, потому что мы их заставляем работать. Фонограммные гастролеры испакостили всю Россию. Молодой живой группе, "Пилот", например, не имеющей такого авторитета, как мы, невозможно никуда поехать: их там просто задушат.

- Нескромно, но как ты оцениваешь свое творчество?  

- Мы с группой спокойно относимся к своему творчеству. По хитовости никогда не оцениваем. Вы знаете нашу борьбу с песней "Осень", которая нас чуть не похоронила. Мы ее вообще не играли два года, чтобы побороть. Пример: группа "Eagles" не справилась с "Hotel California", и больше хитов от этой группы не слышали. Нельзя на какой-то песне зацикливаться, есть просто жизнь, которую мы описываем, о которой поем, и невозможно что-то выделить, вырвать. Мы дорожим всеми песнями, в том числе и неудачными. Если бы не было ошибок и падений, то чем бы мы измеряли добро, как бы мы сделали выводы для себя о жизни.  

- Сейчас все кричат: да здравствует "Мумий тролль", "Земфира", долой старичков! Твое мнение?  

- Да, времена изменились. Я не представляю, как бы мы сидели сейчас на Рубинштейна в подвале, квасили портвейн и орали что-то. С другой стороны - мы живем, как раньше. Идет внутренняя работа, а своих идеалов мы не продаем, ничего категорически и принципиально не рекламируем. Это не наше кредо, это уже не рок-н-ролл, это нам не по душе. Я насчет рекламы спорил и с Макаревичем, и с "Чай-ф"(ом). Им, якобы, это не мешает, а нам мешает! Тем более, мне не нравится, когда молодежь, "Сплин" и другие, начинает размениваться и играть в эти игры. А вот Костя Кинчев не тусуется нигде и не бегает по презентациям, по клубам.

- Будете ли еще фестивали организовывать?  

- Вопрос, где деньги взять. Мы два фестиваля провели и остались в минусе на 70 тыс. долларов, потом отрабатывали на концертах. А спонсоров нет, они умерли, как класс. В фестивалях типа "Максидром" не будем участвовать, там нет духа оппозиции, альтернативы, духа молодого "чувака". Там одна попса дешевая. А демокассеты новых групп, (их 300 штук у меня на данный момент, мы слушаем). Пока, честно говоря, открытий нет.  

- Пишешь ли новые песни, обдумываешь программы?  

- Над новой программой будем думать уже здесь, не торопясь, через годик-полтора. Это серьезная работа. Должна "придти" идея, что-то должно случится, какая-то искорка пробежать. Должна открыться истина, потому что одним умом не напишешь. Вообще, подряд два шедевра не создать, должен пройти период накопления. Во время гастролей тяжело сосредоточиться, поэтому уезжаю в деревню, (дача у меня довольно далеко от Питера), и там пишу на природе, в уединении, тишине и покое. Туда иногда приезжает моя мама, сестра с ребенком, сын, но, в основном, сижу там один и спокойно думаю, творю. Здесь в городской суете, когда телефон не смолкает, работать невозможно. А в деревне можно отключиться от лишней ненужной информации.  

- Как распределяются обязанности в коллективе? Есть ли изменения в составе?  

- Каждый музыкант вносит свою посильную лепту, свои идеи, в основном, в аранжировки, над которыми работают Костя Шумайлов и Вадим Курылев. Даже, если кто-то не играет в данной композиции, все равно, может что-то посоветовать. Вадим Курылев тоже сочиняет, недавно записал новый альбом, и пару своих песен исполняет на концертах ДДТ. Еще три участника группы играют в проекте "Старый Карфаген": басист Павел Борисов, саксофонист Михаил Чернов и трубач Иван Васильев. В который раз произошло обновление состава: вместо клавишника Андрея Муратова работает Костя Шумайлов, который играет еще и в группе "Телевизор". Вадик Курылев, бывший бас-гитарист, играет на соло-гитаре, а басиста взяли другого. У нас тяжелая утрата: умер скрипач Никита Зайцев, концерт его памяти мы постараемся сделать к дню его рождения. Вместо него пришел трубач Иван Васильев, и с ним, опять же, новое звучание появилось. Выбыл гитарист Андрей Васильев, тоже подававший идеи, так что перемены есть и существенные.  

- Музыку для кино пишешь? Говорят, тебе предлагали сделать что-то для фильма "Брат-2"?  

- От "Брата-2" мы отказались все же и сейчас нисколько не жалеем, потому что фильм оказался чудовищным. Ужасное, отвратительное националистическое культовое кино. Денег заработали, но "облажались по уши". "Рэмбо-1", если сравнить, гуманнейшее полотно. Там герой плачет, сожалеет обо всем, а здесь... Я крутой, я всех завалил, замочил, расстрелял! Дешевый, легкий ход! Нельзя разжигать такое, сейчас столько крови в стране...  

- За последнее время немало твоих земляков-уфимцев попало в знаменитости. Расскажи о них?  

- Надоело о землячке Земфире, давайте поговорим о Нуриеве, тоже выдающийся уфимец. Я преподавал в училище в Уфе живопись и композицию, а он там учился танцевать.  

- Ты ощущаешь себя ветераном рока?  

- Мы мамонты, нас надо беречь. Шутка. С утра сделаешь зарядку, и вроде жить можно. На самом деле интересно решать творческие задачи, которые ставит жизнь - забываешь обо всем.  

- Какая из последних программ была наиболее удачной? Есть ли любимая песня вообще по жизни?  

- Из последних программ - "Мир номер ноль" хорошо получилась. А любимая песня "Ой, мороз, мороз..."

Подготовил Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz