Семен Спивак. Волшебное таинство режиссуры

 

Спектакли Молодежного театра на Фонтанке давно и вполне заслуженно пользуются успехом у самых изысканных зрителей – тех, кому интересны духовные и материальные аспекты жизни: гармония взаимоотношений, философия, религия, проблемы других людей. Театром, который в свое время возглавляли такие талантливые петербургские режиссеры как Владимир Малыщицкий и Ефим Падве, руководит ныне один из самых одаренных мастеров нашего города Семен Спивак. С 1989 года он - главный режиссер, а затем и художественный руководитель Молодежного. С гостем сайта, народным артистом России Семёном Спиваком беседует журналист Владимир Дмитриев.

 

Спивак, тонко чувствующий духовное начало в человеке, глубинный смысл его существования, волшебным образом проникает в суть произведения, колдует над сюжетом, замешивая его на таинстве режиссуры, - и создает очередной театральный шедевр. Его спектаклям, отличающимся яркой художественной формой, выразительностью и остротой, присущи в то же время мягкая ирония, изысканная чувственность, неожиданные воплощения мизансцен и образов. Сегодня в театре идут напряженные репетиции. Михаил Черняк обратился к известному произведению Джеймса Голдмена «Лев зимой». Семен Спивак ставит «Дон Кихота» по пьесе Михаила Булгакова. И, если премьера «Льва зимой» намечена на конец апреля, то выпуск «Дон Кихота» подоспеет, вероятно, только к открытию нового сезона.

 

- Семен Яковлевич, ходит молва, что вы можете бесконечно долго репетировать свои постановки?

 

- Наш великий учитель Станиславский репетировал по пять лет, поэтому год или полтора - это не срок для работы над спектаклем. Знаете, есть такая басня. Кошка каждый год рожает по пять котят, а лев только одного, но - льва. Тем более, мы репетируем все очень тщательно и подробно, к тому же, наши артисты постоянно где-то снимаются.

 

- Когда вы начинаете понимать, что спектакль готов к выпуску? Прислушиваетесь к чьим-то мнениям?

 

- Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» 27 лет. Уточнял что-то и опять к нему возвращался. Или представьте, живописец пишет картину, а кто-то рядом стоит и подсказывает, как надо это делать. Такое просто невозможно. Поэтому, если уже спектакль «запустился», то потом можно исправить какие-то детали, но в целом отзывы зрителей и критиков уже мало на что влияют. Хотя вот, у великого грузинского режиссера Роберта Стуруа была такая история. Он выпустил «Ричарда III», но после нескольких показов вернул спектакль в репетиционный зал, переделал его и вновь представил публике. В итоге получилось замечательно. Но у нас, к счастью, таких возвратов пока еще не было.  

 

- Чем привлекла вас пьеса «Дон Кихот»? Видимо, Булгаков привнес в роман Сервантеса свои, новые идеи?

 

- Естественно, Булгаков пропускает роман через свою творческую линзу, и мне это близко. Думаю, Булгаков написал пьесу о себе, о том, что он немножко другой, что ему трудно среди людей. О том, что внутри у него – ребенок, и он теряется в этом мире. Далее, любой серьезный режиссер вносит в постановку обобщения, ведь он должен понимать всех людей и выбирать проблемы, присущие многим людям,  иначе спектакль не получается. С другой стороны, режиссер это «раб» драматурга, он осуществляет его идеи и должен отречься от своего «альтер эго». Роман тоже держится в голове и необъяснимо отражается на действиях режиссера. Однако, над этим не стоит слишком задумываться, не то можно уподобиться сороконожке, которая разучилась ходить, ломая голову, что же делает ее вторая нога, когда поднимается третья.

 

- Вы руководите государственным репертуарным театром, имеющим, свою постановочную политику. Как из огромного количества пьес отбирается нужная, чему отдаются приоритеты?

 

 - Нам нравится классика, русская и зарубежная, потому что классика всегда предлагает извечные проблемы, а не сиюминутные. А пьесы сами приходят мистическим образом, как любовь. Все равно, что молодого мужа спросить, как он выбрал себе жену. Необъяснимо. Так и здесь – пути могут быть разные. Бывает, какой-то человек что-то предложит, или, сидя у товарища, обратишь на некую пьесу внимание. А может - прочитал кое-что еще в институте, это  «запало» в голову и теперь вот всплыло. Режиссеры, которых мы приглашаем, тоже, как правило, предлагают несколько названий, и мы вместе решаем, что ставить. Я также верю в наших современных драматургов, думаю, в будущем появятся замечательные пьесы о времени, в котором мы живем. А сейчас - «к лицу лица не увидать».

 

- Мое твердое убеждение, Молодежный театр по популярности давно «перерос» свою небольшую сцену. Как сейчас идет реконструкция знаменитого Летнего театра в Измайловском саду, когда вы рассчитываете туда переехать?

 - Нам наша сцена нравится. Ограниченность пространства иногда подсказывает необычные оригинальные решения. Тем не менее, сегодня при поддержке губернатора Валентины Матвиенко, которой мы очень благодарны, работы по возведению нового здания идут полным ходом.  Думаю, года через полтора состоится новоселье.

- Чему вы посвящаете свободное время, если таковое случается?

- Гуляю и общаюсь со своей женой, которую редко вижу из-за работы. Частенько хожу в другие театры смотреть их новые спектакли. Иногда бываю на кинопремьерах. Так, сильное впечатление на меня произвел фильм «Остров». Вечером читаю книги. Особенно интересуют философия и психология. Люблю хорошую музыку.

Текст и фото: Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz