Сергей Стадлер. Театр, на музей похожий...

Мнение известных людей о проблемах, стоящих перед городом во всех важнейших аспектах его жизни, будь то культура, образование, социальная политика заслуживает особого внимания и интересно уже потому, что эти люди имеют бесспорный авторитет в той или иной сфере деятельности.

Гениальный скрипач-виртуоз Сергей Стадлер - заслуженный артист России, выступавший в 43 странах мира и записавший 25 дисков - единственный человек в мире, удостоенный чести играть на скрипке великого Паганини в "живом" концерте. Среди творческих достижений Сергея победы на престижнейших международных конкурсах "Концертино-Прага", им. М.Лонг-Ж.Тибо в Париже, им. Яна Сибелиуса в Хельсинки, им. П.И.Чайковского в Москве. Виртуозно владея скрипкой, Стадлер проявил себя и как талантливый дирижер. В этом качестве он предстал перед публикой в замечательных спектаклях "Евгений Онегин" в Варшавской камерной опере и "Петр I" в московском театре "Геликон-опера", а ныне управляет многими известными оркестрами в различных концертных программах.

- Сергей, сегодня хотелось бы поговорить не только о вашей творческой деятельности, но и услышать авторитетное мнение о процессах, происходящих в культурной жизни Петербурга. Можно ли в каких-то аспектах сопоставить наш город с культурными центрами просвещенной Европы, с Москвой, с другими городами России?

- Рассуждая с точки зрения человека, который много ездит по свету, замечу, что раньше в нашем городе никогда не было провинциализма. Теперь он появляется, и одна из его черт, на мой взгляд – завышенная самооценка. Однако, кроме нас самих никто Петербург культурной столицей страны, и тем более Европы не называет.

- Но если взять такие наши ведущие учреждения культуры, как Мариинский театр, Филармония, где проходит масса фестивалей, на которые приезжают “звезды” со всего света, Эрмитаж, Русский музей, являющиеся сокровищницами мирового искусства - все-таки это достаточно высокий уровень, который трудно называть провинциальным?

- Да, у нас есть институты, которые по своему статусу должны находиться на вершинах мировой культуры. Но почему-то все решили, что они самостоятельно могут развиваться. В творческом плане это вполне правомерно, но в материальном – отнюдь. "Что вы к нам пристали, - говорят власти, - пусть они живут и делают, что хотят, пусть сами зарабатывают". На чем? Было бы смешно, если бы не было столь грустно. Постановка только одного хорошего оперного или балетного спектакля стоит около миллиона долларов. Можно ли оправдать такие затраты, да еще и заработать на билетах для людей, больше всех любящих и ценящих искусство - это интеллигенция, труд которой государством менее всего оплачивается.

- Заколдованный круг получается. Если есть деньги, можно осуществить высококачественные проекты, пригласить дорогих артистов и что-то заработать. Если денег нет, а их нет у большинства государственных учреждений - то им приходится прозябать.

- Действительно, сегодня некая циничная составляющая присутствует во всех сферах нашей жизни, она касается и искусства: никто никому ничего не должен.

- Где же выход?

- Существуют два структурных варианта: американский и французский. В Америке нет министерства культуры, т.е. практически отсутствует контроль со стороны государства: мы вами не занимаемся и нам нет никакого дела до вас. Но там есть много других хороших вещей в том числе система законов, позволяющих спонсировать культуру и дающих определенные выгоды для меценатов. Поэтому, например, каким-то крупным компаниям выгодно давать деньги на постановки Мерополитен-Опера, а у Бостонского оркестра есть свой самолет. Отсюда и множество грантов от меценатов, что позволяет талантливым людям осуществлять свои проекты.

- То есть, существуют определенные льготы для бизнесменов, с учетом их вложений в сферу культуры?

- Абсолютно верно. Но мне кажется, американский вариант нам по менталитету не совсем подходит. При французском варианте любые частные спонсорские пожертвования контролируются государством. Это более традиционно для России и особенно логично на том этапе, который мы сейчас переживаем. Власти и обществу надо как-то определяться, но в любом случае недопустимо, чтобы рушилось, к примеру, здание Малого оперного театра в Петербурге. И ничего не надо изобретать. Так, во всем мире принята система контрактов. Творческая личность по окончании срока действия договора освобождает место, а наниматель решает, оставить этого человека или взять другого. У нас, даже если все плохо, человек продолжает "сидеть не на своем месте". И это - одна из самых больших проблем в сфере культуры. У социологов даже есть такой термин "затор элит". Причем это относится не только к культуре, но и к политике, бизнесу, власти. И конкретные учреждения культуры нашего города могли бы выглядеть совершенно иначе.

- Некоторые театры, не имея средств, играют 5-6 спектаклей в месяц, а остальное время сцена "простаивает". Может быть, театрам начать сдавать свои площадки в аренду, как иначе они могут заработать?

- Иногда дело даже не в деньгах. Можно привести ряд примеров, когда классические музыканты, получая больше в разы, играют намного хуже. В театрах порой идут нафталинные спектакли, которые никому не интересны. Зачем тогда деньги? Чтобы сыграть еще один плохой спектакль? Надо делать хорошие постановки, привлекать людей, которые умеют и могут работать.

- То же самое происходит в печатных СМИ. Приоритеты отдаются развлекательной и "желтой" прессе, а информационные и аналитические издания роняют тиражи.

- К тому же, сегодня не в чести мастерство, творчество, не ценятся глубокие музыканты, серьезные художники. Возьмем оперу и классическую музыку. В условиях "зарабатывания денег" наблюдается снижение художественного уровня всех музыкальных учреждений, потому что им важно заполнить залы любым способом. А их руководители, да и драматурги, режиссеры, композиторы, артисты перестают быть профессионалами. Отсюда тенденция: люди не хотят слушать то, что написано сейчас, современная опера по большому счету тоже никого не интересует.

В этом смысле мы буквально "живем в музее". Востребованы произведения, созданные в далеком прошлом такими гениями, как Верди, Вагнер, Моцарт, Вивальди. Во времена Баха играли музыку, написанную в тот момент, и сразу сочиняли новую. Если сегодня музыкальная жизнь пошла бы таким путем, то классические концерты прекратились бы через неделю! Мне кажется, мы подошли к решающему моменту: сегодня важно - как, ибо - "что" уже известно. Мы идем смотреть "Пиковую даму" или "Щелкунчика" только потому, что хотим обновить эмоции. Зритель заранее, с большей или меньшей амплитудой, знает, "что" он увидит или услышит. Я считаю подобную театральную жизнь невероятным уродством.

Тем более абсурдно, когда, предположим, оперному театру говорят: "живите, как хотите". Театры, музеи не могут "из пальца деньги высасывать". Когда учреждения государственные - не частные предприятия, не те, что живут за счет спонсоров, а государственные структуры - от власти, в первую очередь, зависит, кто будет их возглавлять и каким образом их нужно финансировать.

Существуют и другие болезненные моменты, относящиеся к состоянию культуры в нашем городе. Разрушаются дворцы, уезжают талантливые артисты, уходит публика, отсутствует профессиональный контроль за качеством творческого "продукта" - постановок, концертов, выставок, публикаций и телепрограмм. Безусловно, негативные тенденции проецируются на общий уровень культуры всей нации. Поэтому, в первую очередь необходимо обратить особое внимание на всестороннее образование подрастающего поколения, на повышение его интеллекта и кругозора.

- Остается только добавить, что культура и искусство являются достоянием нации, и государство должно своей культурной политикой увеличивать процент любителей прекрасного, будь то балет, опера, произведения классической музыки или творения художников.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz