Георгий Штиль. Честность – главное в работе актера

Народный артист России Георгий Штиль более 45 лет выходит на сцену прославленного Большого драматического театра им.Г.А.Товстоногова.

В армии Георгий Штиль участвовал в самодеятельности, читал басни Михалкова и показывал сослуживцам миниатюры из книжки "Смеяться право не грешно" Аркадия Райкина. Еще не имея театрального образования, сыграл главную роль Огурцова в спектакле Бадхена, Бирмана и Акимова "Мы отдыхаем так" ("Карнавальная ночь") в драмкружке ДК Промкооперации. Окончив в 1961 году ГТИ им.Островского по курсу артистки Александринского театра Е.И.Тимме, Штиль получил диплом актера драмтеатра и кино. Затем почти весь их курс посмотрел Г.А.Товстоногов, но только двое: Георгий Штиль и Иван Краско были приняты в труппу БДТ. С тех пор множество больших и малых, главных и второстепенных, комедийных и трагичных характерных ролей было сыграно актером на сцене знаменитого театра. И сегодня Георгий Штиль продолжает верно ему служить.

- Георгий Антонович, в каких новых постановках вы сейчас заняты?

- В БДТ у меня очень сложная роль в стихах в спектакле "Федра" по пьесе Расина в постановке Григория Дитятковского, где я играю наставника принца. Пьеса поднимает вечно актуальные вопросы чести, долга, преданности, любви и человеческих отношений. До войны монологи из "Федры" читала вся интеллигенция. В спектакле "Перед заходом солнца" я ввелся на роль лица, близкого к главному герою Клаузену (К.Лавров). Здесь раскрывается темы любви и взаимоотношений отцов и детей, а мой персонаж - преданный, честный, порядочный человек. В новом театральном проекте "Богема" Алексея Климушкина, этой попытке возродить былое великолепие петербургской богемно-театральной жизни", я занят в лирично-сатирическом спектакле "Душа Элеоноры или спиритический сеанс в прямом эфире" в постановке Валерия Галина. Новое решение пьесы Анатолия Луначарского, пользовавшейся большим успехом во времена НЭПа мне понравилось. Как оказалось, времена Кашпировского и Чумака еще не прошли - "реальная магия" по-прежнему влечет людей, а зрителю дается возможность почувствовать свою сопричастность происходящему - на "Спиритическом сеансе" присутствующие воистину погружаются в реальную атмосферу сеанса магии... Кроме того, я работаю на эстраде от "Петербург-концерта" и встречаюсь с публикой на своих авторские вечерах.  

- Начиная с 1959 года вы снялись более чем в 150-ти фильмах, таких как "Женя, Женечка и Катюша", "Даурия", "Старая, старая сказка", "Седьмой спутник" и многих других. А сегодня выходят фильмы с вашим участием?

- Сейчас на телеэкранах продолжается демонстрация новых серий телефильмов "Ржавчина" и "Убойная сила" с моим участием. У питерского режиссера Юрия Мамина снялся в большой интересной роли в телесериале "Русские страшилки". Потрясающая история в стиле "фэнтэзи" о двух журналистах, посланных в глухую деревню в зоне страшной радиации, где рождаются существа, подобные кентаврам. Но люди, несмотря ни на что, живут там полной жизнью: влюбляются, пьют самогонку...  

- Как складывается сегодня театральная жизнь в нашем городе?  

- Ситуация характерная для всей России в целом: театральная жизнь еще не устоялась как следует. Куда идти, в какую сторону, что модно сейчас - все меняется на глазах. Не зря все ударились в антрепризы и ездят на гастроли в Москву или в Сибирь к нефтяникам. Там можно "срубить" шикарные гонорары и ни о чем не думать. Молодежь в театры почти не ходит, да и современных пьес сегодня, к сожалению, мало. Большой Драматический, поддерживая традиции русского театра, созданного Станиславским, пока еще сопротивляется разложению, и наши нынешние гастроли в Москве тому пример: все спектакли прошли "на ура". И без всяких таких "новаторских" приемов, когда "Чайку" играют в современных костюмах и катаются на самокатах, а Гамлет играет на саксофоне. Сейчас мне очень нравится "Молодежный театр": Спивак подобрал актеров, воспитывает, растит их, и они делают хорошие спектакли.  

- Что может служить идеалом, эталоном в работе актера?  

- Во-первых, честность. Ты выходишь и работаешь на полную катушку настолько, насколько тебя сегодня хватает, не халтуришь. Полная отдача, такая, как была у Павла Луспекаева и Юрия Демича. Луспекаев это Богом данный артист и в кино, и на сцене, для меня он первый среди всех, и на него я равняюсь. Настоящий актер, такой, как Басилашвили, Копелян, Лебедев, Стржельчик - он может пойти в церковь, положить руку на голову любому прихожанину, и тот ему поверит. Такое воздействие, такая энергетика и должны от тебя исходить. Во-вторых, умение заставить на себя обратить внимание, но быть самим собой в любых обстоятельствах. Театр это жизнь: ты должен действовать, проживать роль и переживать, чувствовать, что сыграл "точно". Актер должен верить в то, что он делает на сцене, и в то же время думать о зрителе - вот самое главное в его работе! 

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz