Михаил Светин. Ищу современную пьесу...

За сорок лет активной творческой деятельности народным артистом России Михаилом Светиным сыграно более ста блестящих ролей в кино и более 50-ти - в театре, его многогранный талант блистательно проявился в радио- и телеспектаклях, в концертных программах и эстрадных номерах, на бенефисах и авторских вечерах. Сегодня Светин в раздумьях: в Театре Комедии им.Н.П.Акимова, c которым связаны более 20-лет жизни артиста, под угрозой срыва спектакли с его участием.

Спектакль-бенефис "Даешь Америку!" ("Слон"), по пьесе, взятой в свое время специально для ведущего артиста театра, пользовавшийся успехом у зрителей, выявивший неисчерпаемость творческого потенциала и ставший полным триумфом мастера, начал разваливаться из-за неудовлетворенности Светина вторым актом. Но переделывать его никто не собирается, и, как заявил сам Михаил Семенович, с января месяца спектакль играться не будет. Второй спектакль "Тень", покорявший ярким актерским гротеском Светина, не идет уже более полугода - там нужно обновлять состав и декорации. Остались всего два спектакля: "Синее небо, а в нем облака" -- грустная трагикомедия о жизни, о человеческой судьбе, о женщинах и "Трудные люди" с их проникновенным лиризмом. Правда, Михаилу Семеновичу была предложена роль в премьерном спектакле "Доктор философии", но проблем сегодняшних, по мнению Светина, эта пьеса не раскрывает. А он устал играть развлекательные роли. И еще -- парадоксальная ситуация. Пригласили в Москву в антрепризу с Ниной Руслановой. Это тот самый "Слон", только с сокращенным составом персонажей, который здесь в Питере, фактически, уже снят с репертуара! Конечно, зовут и в кино: есть предложение сняться в роли Семена Пищика в "Вишневом саде" по Чехову.

- Михаил Семенович, какая новая роль могла бы вас сегодня заинтересовать?

- Ищу интересную современную пьесу. У меня дома уже целая кипа пьес. Я их читаю и не могу найти ту, которая содержала бы что-то теплое, человеческое, смысловое. Люблю и грустное и смешное, но не хочу, чтобы сюжет был чисто развлекательный. Пьесы лично мне уже года полтора присылают со всех сторон: из Израиля, из Уфы, из Владивостока, с БАМа. Много ерунды, даже отвечать порой не хочется: играть современных богатых самодовольных людей, вроде директора банка я не хочу. Пока только одна пьеса, довольно оригинальная, писателя из Уфы – показалась приемлемой для меня: смешная и грустная история, этакая народная трагикомедия на шесть персонажей. Прислал ее человек странный: ни одного слова мне не написал, только вложил свое произведение - и все. Сейчас думаю, где и как лучше осуществить ее постановку. Предлагают и антрепризы, но ведь это - только денег заработать! Мое амплуа, если хотите, - трагедия маленького человека, чаплинская тема, когда человек бьется над куском хлеба духовного, когда одиночество или любовь несоизмеримая. Мечтаю сыграть несчастного такого (нынешний полубомж), особой судьбы человека - Расплюева в "Свадьбе Кречинского". Хочу изменить чуть-чуть пьесу, но без новаторских изысков, приблизив ее к нашей сегодняшней жизни, чтобы сразу были узнаваемы персонажи. Не люблю чисто "режиссерских" спектаклей, когда часто не понимаешь, что происходит и для чего. Режиссер должен растворяться в актере -- это мы наблюдали у Товстоногова и других больших мастеров. - В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Расскажите о ваших отношениях с этим великим артистом? - Это длинная история, о которой нужно отдельно говорить. Если коротко, Райкина я "ловил" 6 дней кряду, наконец, прочтя Чехова и Михалкова, сразу ему понравиля. Он пригласил меня учеником в труппу, хотел взять специально для меня учителя по мастерству. А я отлынивал от репетиций, вел себя вызывающе, лез не в свое дело и даже пытался Мастера учить, сидя у него в гримерке. Мол, здесь вы конец неправильно играете. "Миша, ведь так режиссер решил. Но мы подумаем" -- терпеливо вздыхал Аркадий Александрович. Дело дошло до того, что в спектакле "Времена года" я попытался выйти на сцену вместо Райкина! Меня терпели три с половиной месяца, считая придворным шутом, но почему-то советовались со мной, -- спрашивали, как бы я то или другое сыграл. Вскоре эта трагикомедийная ситуация разрешилась тем, что я поскандалил с одним из артистов, и меня выгнали.

- Служение артиста театру это нелегкий труд, создание новых качественных спектаклей, в которые вкладывают свою лепту множество людей творческих, это тоже своего рода производственный процесс. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на сегодняшнюю нашу театральную жизнь?

- Мне кажется, что сегодня питерские театры находятся в упадке и разительно отличаются от московских. Там деньги, -- а это значит лучше режиссеры, которые имеют возможность делать то, что они задумали, там больше режиссерских театров - Виктюка, Фокина и других (хотя я больше люблю актерский театр). Отсюда и более разнообразные, более интересные и качественные спектакли.Но хорошие режиссеры и драматурги "стоят" дорого, такие деньги питерские театры заплатить не в состоянии. К тому же и у артистов наших зарплата не велика, вот и разбредаются они по сторонам. Получается, что сегодня театральное искусство зависит от денег, и никуда от этого не денешься. Спонсоры в Питере пропали: у меня есть проекты, а осуществить их не могу! Но, хотя меня уговаривали перейти к ним и Марк Захаров, и Андрей Гончаров, и Леонид Трушкин, Москву я не люблю и туда насовсем не поеду.Наше поколение было влюблено в питерских артистов Черкасова, Симонова, Меркурьева. Они обладали актерской "породой", громадным человеческим и сценическим обаянием, которое ни купить, ни сыграть невозможно, которое дается Богом и составляет самую яркую часть таланта. Настоящий артист должен быть любим зрителем.

- Каких критериев должен придерживаться артист, соглашаясь на участие в рекламе?

- Деньги нужны, но попасть в очень плохую рекламу очень легко. Я прошу привезти сценарий и подробно изучаю все моменты: что и как рекламируется. Стараюсь сниматься где-нибудь на стороне и в меру. Содержательный и смешный сюжет должен быть этически выдержан. По жизни осторожно отношусь к тому, что усиленно рекламируется, -- вижу в этом подвох.

-- Чем заполнена ваша жизнь помимо театра и кино? Есть ли хобби, чем любите заниматься дома?

-- Надев смокинг, читаю Зощенко и Жванецкого на своих творческих вечерах, которые зачастую длятся больше двух часов. Дома обожаю смотреть новости по телевизору. Могу, сочиняя и фантазируя, долго играть на пианино и при этом напевать втихаря. Главное хобби -- две мои внучки Александра, ей скоро годик, и Анна, которой уже тринадцать. Машину никогда не водил -- боюсь и жене не разрешаю.

- Какие продукты традиционны для вашей семьи, что из еды всегда можно найти в вашем доме?

- Дочь Света с зятем Сергеем сейчас живут в США, в Нью-Джерси - у него там контракт на три года. Поэтому всеми покупками ведает моя жена Бронислава Константиновна. Да и сам по магазинам хожу с удовольствием, меня всегда хорошо встречают и обслуживают, а то и подарки, и скидки предлагают. Люблю забегать в маленькие кафешки попить кофе. Дома всегда полно всякой еды от борща до кефира и зелени, но я сейчас больше ем не то, что люблю, а то, что мне предписано диетой после операции на сердце. Это овощи, рыба, нежирная говядина. Люблю черный хлеб (с детства сохранилось желание вдоволь наесться хлеба), - я могу зараз съесть полбуханки. Не могу отказаться от сала, от шашлыка, от кофе, люблю иногда рюмочку пропустить, хотя все это мне категорически запрещено.

- Как вы оцениваете сегодняшний наш сервис и обслуживание?

- Начнем с банальнейшей, но огромной проблемы: как вызвать сантехника.Ведь он порой по три дня не приходит, хотя все ему готовы дать денег, и зарплата у него в три раза больше, чем у народного артиста в театре. В парадной грязь, лампочки не горят, во дворе и прямо на тротуарах на Фонтанке - собачье дерьмо. Это праздник, когда там появляется дворник. А висит объявление: требуется дворник, зарплата 4600 рублей. Больше в два раза, чем мой оклад. Поэтому и начинать надо с того, что нас окружает.

- Каким образом производитель должен привлекать покупателя?

- За границей, например, в Америке (знаю по личному опыту, часто бывая там в гостях у дочери и сталкиваясь с этим на каждом шагу) идет настоящая битва за клиента. Везде баснословные скидки, дополнительные услуги, обслуживание высочайшего уровня. Купил две индейки, третья -- бесплатно. Набрал товаров на 250 долларов - получи на все 20% скидки. Еще и подарки вручат. Слона из Африки привезут, и это не голословно. Помните байку? Объявление в ресторане: тысячу долларов тому посетителю, кто закажет любое

придуманное блюдо и его не получит. Один заказал уши слона и булочку. И ему выплатили $1000 - с ушами-то не было проблем, просто в тот самый момент закончились булочки... Это реальный сюжет: здесь и готовность удовлетворить любое желание клиента, и престиж фирмы. В американский магазин вы вправе вернуть практически любую вещь в течение трех месяцев со дня покупки, не объясняя причину возврата. Инструменты, электронику, технику, обувь, одежду, вплоть до нижнего белья. Если нет чека, можете купить на эту сумму другие товары. С чеком вообще никаких проблем - не хочу, не нравится, возьмите обратно! Мало того, можно вернуть товар в любой магазин этой фирмы в другом городе. Или, например, купил батарейки, а на них вскоре объявили скидку почти на 40%. Иду в магазин и говорю, мол я тоже хочу по цене со скидкой. Пожалуйста, получите разницу. Телефонные компании наперебой предлагают дисконтные карты, льготные тарифы: позвонить из Америки в Петербург много дешевле, чем звонить отсюда. И многие, особенно наши русские, всем этим пользуются. Вот, если бы у нас так боролись за клиента!

Владимир Дмитриев

Фото Алекс Федечко-Мацкевич.

Hosted by uCoz