От инвалидной мотоколяски до правительственного "членовоза"

В нашей, не самой богатой стране в мире, каждая действующая единица автомобильной техники ремонтировалась, латалась, подкрашивалась бесконечное число раз, другими словами, работала до полного износа, и никому в голову не приходило оставить хоть один образец на обозрение потомкам. Заполнить тот досадный пробел в истории технического прогресса берется создаваемый в нашем городе музей автомобильного транспорта.

Начиная с 1975 года в Петербурге на Охте существовал клуб любителей старинной авто-техники "Самоход. За время его работы на общественных началах было собрано значительное количество очень ценных, редких, порой даже раритетных образцов, требующих постоянного надзора, ухода, ремонта и реставрации. И, когда, тем более остро, встал вопрос об оплате арендуемого участка земли, на котором размещался клуб, несколько лет назад, в 1996 году возникла идея создания музея автомобильного транспорта - "Национального автомобильного музея". Клуб "Самоход", ставший учредителем музея, передал ему в качестве экспонатов всю общественную технику клуба. Помимо нее в фонды влились значительные коллекции частных лиц, а общее число образцов, которые стоят пока до поры до времени в хранилищах, непрерывно пополняется. На сегодняшний день на балансе состоит более 110 единиц автомобильной техники, которая и составит будущую экспозицию. В г.Всеволожске идет строительство основного комплекса музея, общей площадью около 5000 кв.м., где разместятся выставочные залы, хранилища, ремонтно-реставрационные мастерские, есть даже проект 2-й очереди, включающий помещения для коммерческо-развлекательных структур, клубов для работы с молодежью и т.п. Экспонаты музея должны наглядно показать всю историю зарождения и развития мирового автотранспорта, автомобилестроения и всего того, что связано с этим огромным культурным слоем XX века - века автомобиля. К сожалению, утрачена история автомобиля, так сказать, в вещественном его виде с момента зарождения до начала 30-х годов. Из машин, на которых в те времена ездили в стране, практически ничего не осталось, да и отечественного автомобилестроения реально не существовало, если не считать, к примеру, первой попытки выпуска АМО в Москве.

 

На сегодня экспозиция охватывает образцы, начиная с первой модели горьковского автозавода ГАЗ-А, 1932 года выпуска, являвшейся не чем иным, как модификацией Форда, и которых в нашей стране сохранилось всего несколько штук. Есть несколько уникальных экземпляров автобусов советского довоенного производства - ГАЗ 03-30, ЗИС-16. Грузовые автомобили Ярославского завода – самосвал ЯС-3, 1938 года выпуска, самосвал на базе ЗИС-5. Трехосный, мощнейший по тем временам грузовик "Студебеккер", который во время войны американцы поставляли по ленд-лизу, их тоже в нашем регионе осталось несколько единиц. Представлен стандартный набор широко распространенных зарубежных легковых машин 30-х–40-х годов, в основном германского и американского производства. Их было не так много, а попадали они в нашу страну в качестве военных трофеев или из стран-союзниц. Это - "Оппели", "BMV", "Мерседесы", "Крайслеры", "Шевроле" и джипы "Виллис", также поставляемые по лэнд-лизу. Кроме того, много мотоциклов "Харлей", "Индиана", "БМВ". Начиная с 1945 года, было налажено массовое производство отечественных легковушек: это "Победа М-20" (пришедшая на смену довоенной "Эмке" ГАЗ-М1, выпускавшейся с 1936 года), и "Москвич". В 50-х годах горьковский автозавод освоил уже автомобили представительского класса: 6-местный ГАЗ-12 "ЗИМ", ГАЗ-13 "Чайка" и других.Московский автозавод выпускал, в основном, правительственные машины. До войны с 1936-го по 1941-й годы шел ЗИС-101, а сразу после войны, начиная с 45-го года, - ЗИС-110 и бронированный ЗИС-115 (этих машин осталось всего 3-4 экземпляра, один из них хранится еще и в Рижском музее).

В пятидесятые годы, в основном, преобладали легковые автомобили советского и германского производства. Кстати, в послевоенное время под эгидой СССР было налажено производство БМВ-321 и БМВ-340. Они собирались в Германии целенаправленно для Советского Союза, и к нам сюда поступали вплоть до 1955 года). В 60-е - 80-е годы появились всевозможные модели отечественных массовых авто (первое место, безусловно, принадлежит автозаводу в г.Тольятти). Они и привозные американские и европейские автомашины разных марок широко представлены в фондах музея. Особый интерес вызывает правительственная "Чайка" ГАЗ-14. За 10-летний период ее производства, включая 1989 год, было выпущено всего около 1000 штук. Есть интересные модели, относительно недавние, так, например, удалось приобрести для экспозиции совершенно новую инвалидную мотоколяску, выпуск которой был прекращен в 1991 году. Ведется работа по изучению закона о музейном фонде РФ. Получены сертификаты на 7 автомашин, свидетельствующие о том, что они являются памятниками науки и техники и включены в общероссийский каталог музейного фонда. В дальнейшем планируется сертифицировать все экспонаты. Заключены договора о сотрудничестве с Политехническим музеем в Москве, который является головным по всем техническим музеям, оказывая поддержку и методическую помощь, и с питерскими музеями – Артиллерийским, Военно-морским и Истории города.

О наболевшем рассказывает Директор "Национального автомобильного музея" Андрей Георгиевич Значко-Яворский. "Мы не являемся коммерческой организацией, а занимаемся исключительно музейно-исторической работой и существуем, во многом благодаря помощи меценатов. Тем более непонятно почему, несмотря на положительный отзыв со стороны Губернатора, администрация города не помогает даже в решении каких-то административных, организационно-хозяйственных вопросов, не говоря уже о финансовых. Тем не менее (к сведению всех заинтересованных лиц) музей с удовольствием рассмотрит все предложения по приобретению редких образцов автотранспорта. К примеру, было бы интересно иметь среди экспонатов ту же "Копейку" первого выпуска или городской автобус ЛИАЗ, в настоящее время снятый с производства. Ведь автобусы в автохозяйствах города работают до полного износа и списываются в металлолом. Когда "Ленпассажиравтотранс" пришел к выводу, что необходимо создавать ведомственный музей, то оказалось - создавать-то не из чего! Нет практически ни одной машины, вот они к нам и обратились. В общем, мы всегда будем рады сотрудничать”. А мы с вами подождем открытия необычного музея с надеждой, что его строительство не превратится в обыкновенный "долгострой".

Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz