Федор Достоевский – гений и пророк

11 ноября исполнилось 185 лет со дня рождения великого писателя Федора Михайловича Достоевского, творчество которого оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу. В этом году, по праву названном Годом Достоевского, отмечается также 125-летие со дня смерти писателя, 500-летие его рода и 35-летний юбилей музея, носящего его имя. Самый читаемый на Западе отечественный классик как никто другой сумел заглянуть в потемки загадочной русской души и раскрыть непредсказуемые порой коллизии российского бытия. Неспроста многие деятели искусства в экранизациях и сценических постановках вновь и вновь обращаются к бессмертным произведениям Достоевского, с потрясающей откровенностью раскрывающим саму “суть человеческую”.

Жизнь Федора Михайловича была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 года он в течение многих лет сменил около 20 адресов. Но особое место в этом списке занимает дом на углу Кузнечного переулка и нынешней улицы Достоевского, неподалеку от старинной церкви иконы Владимирской Божией Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 года и прожил до самой смерти в 1881 году. Вполне обычный дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга. В 1971 году к 150-летию со дня рождения великого писателя здесь был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. В мае 2003 года в Музее Достоевского открылся свой камерный театральный зал, где теперь каждый вечер идет какой-либо спектакль. В этом году состоялась премьера первой постановки в рамках проекта “Играем с Достоевским”. Это спектакль-этюд К. Райма “Преступление” по роману “Преступление и наказание”. На двух фестивалях в Македонии эта работа получила первое место и приз “Золотое яблоко”. На днях в музее прошла XXXI конференция “Достоевский и мировая культура”, посвященная 185-летию со дня рождения писателя и 500-летию рода Достоевского.

В ТЮЗе им. Брянцева продолжаются премьерные показы спектакля “Бедные люди”, поставленного Григорием Козловым по одноименному роману, ставшему первым оригинальным произведением Достоевского, опубликованным в 1846 году в “Петербургском сборнике” Некрасова и вызвавшем шумные споры. Сентиментальная история любви “маленького человека” Макара Девушкина к Вареньке принесла славу начинающему автору и привлекла к нему внимание читателей и критиков. Пьеса известного московского драматурга Валерия Семеновского – свободная интерпретация романа, в которой появляется “некто”, загадочный персонаж, противопоставляющий наивности героев Достоевского безжалостную иронию, характерную для “новой драмы” сегодняшнего времени.

Петербургская поэма “Двойник” идет в Александринском театре. Спектакль Валерия Фокина является первым в истории театра сценическим переложением самого загадочного и фантастического произведения писателя, дающего психологический анализ расколотого сознания. Имели место радио— и телевизионные версии, существует даже фильм Б. Бертолуччи, использующий сюжетную модель “Двойника”, но переносящий действие в современность. Однако поэма Достоевского неотделима от самой атмосферы Петербурга, от его топографии, от его типических персонажей, переживающих свои внутренние драмы в метафорическом пространстве самого “умышленного города” в мире.

Моноспектакль Леонида Мозгового по гениальному рассказу “Сон смешного человека”, включенный в Золотой фонд жанра, играется в Классическом театре Л. Мартыновой в зале на 20 человек, в мансарде старинного петербургского дома на Каменноостровском проспекте. Спектакль, как и само произведение, производит удивительное впечатление на зрителя. Мозговой исполняет также одну из главных ролей в фильме “Бесы”, телевизионная версия которого, приуроченная к юбилею Достоевского, вот-вот появится на экранах. Роман был создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества “Народная расправа”, но идеологическое пространство произведения, интерпретирующего революционное “бесовство” в философско-психологическом ключе, много шире. “Роман “Бесы” — это не только предупреждение, но и пророчество, – считает Леонид Мозговой. – Все как написано, так и состоялось. Бесы, то бишь большевики, пришли к власти. Помимо всего прочего Федор Михайлович на себе испытал все проблемы, связанные со свободой слова, в том числе и гражданскую казнь, которой он был подвергнут и которая, сильно повлияв на Достоевского, все же его не сломила”.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz