Шедевры в "открытом хранении"...

Новое фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой деревне, работающее по принципу "открытого хранения", дает посетителям возможность не только осмотреть экспонаты уникальных коллекций, но и ознакомиться с основными принципами и условиями размещения произведений искусства.

Введение в строй нового хранилища для одного из крупнейших в России и во всем мире музея, который за два с половиной столетия собрал в своих стенах около трех миллионов экспонатов, было крайне необходимо. Эрмитаж, занимающий 6 зданий на набережной Невы, а также восточное крыло Главного штаба и Меншиковский дворец, тем не менее испытывал острый недостаток места. Не хватало и залов для организации выставок, и специально оборудованных хранилищ для размещения фондов, и мастерских для проведения реставрационных работ. Строительство семиэтажного корпуса фондохранилища общей полезной площадью свыше 16 000 кв. м. Было направлено на решение этой проблемы. Впечатляет вместимость новых помещений, оснащенных с учетом последних достижений инженерной и дизайнерской мысли - для обозрения всех коллекций посетителям придется пройти по маршруту протяженностью около километра.

Просторные светлые залы со своим микроклиматом, оборудованные ажурными стеллажами, подиумами и стендами из стекла и металла, встречают любителей прекрасного аристократично-холодным сиянием мрамора, яркими насыщенными цветами живописи, изяществом старинной мебели, блеском шпалер и современным интерьером помещений. При концентрации в одном месте большого количества культурных ценностей было особенно важно использовать современные подходы к организации хранения, реставрации, безопасности и информационного обеспечения. Фондохранилище оснащено новейшей охранной сигнализацией и локальной вычислительной сетью безопасности, в том числе рабочими станциями, обеспечивающими идентификацию личности работников и контроль доступа, а также наблюдение за экскурсионными группами и отдельными посетителями. Для своевременного выявления возможных очагов возгорания в здании установлены 585 дымовых и 155 тепловых извещателей пожарной сигнализации ESA фирмы ESMI (Финляндия), превосходящей по своим техническим параметрам многие подобные образцы. Система автоматического газового объемного пожаротушения обеспечивает подачу в помещения газа хладона, который не оказывает разрушающего воздействия на музейные экспонаты. Система водяного пожаротушения включает насосную станцию и пожарный бассейн на 500 куб. м. с автоматическим поддержанием уровня воды. Система кондиционирования и вентиляции обеспечивает необходимый микроклимат в помещениях, а изолятор-акклиматизатор позволяет осуществлять постепенную адаптацию произведений искусства к новым условиям их хранения.

В результате совместной работы с более чем десятком ведущих отечественных и зарубежных фирм первая очередь Фондохранилища была введена в строй к 300-летию Петербурга. Вскоре здесь разместились коллекции Отдела западноевропейского искусства, Одела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи. В прошлом году продолжилась перевозка фондов Эрмитажа и их размещение в Реставрационно-хранительском центре (РХЦ) в Старой деревне. Появились новые открытые хранения - это фрески Отдела Востока и Отдела истории русской культуры, скульптуры Отдела античного мира и Отдела западноевропейского искусства. В РХЦ был открыт учебный класс музейного дела, основная функция которого состоит в соединении теории и практики, а будущие сотрудники музеев изучают свои предметы в реальных условиях. Учебный класс "прошлое на кончиках пальцев" дает возможность слепые и слабовидящие детям расширить свой кругозор. Буквально, "своими руками" они воспринимают миниатюрные ландшафты разных исторических эпох: палеолита, неолита, бронзы, железа и раннего Средневековья. Макеты культурных слоев дарят детям радость собственных археологических открытий. В "Театре шпалер" показ произведений европейских мастеров чередуется в определенной временной последовательности, что создает уникальный эффект театрального действа.

Владимир Дмитриев

Фото из архивов Государственного Эрмитажа.

 

Hosted by uCoz