Гараж в квартире

Вы хотели бы иметь дома маленький грузовичок, например, знаменитую "полуторку" времен войны или послевоенную гордость, легковой автомобиль "Победа"? Конечно, меньших по размерам, но по форме ничем не отличающихся от настоящих?

Оказывается, существуют масштабные модели многих видов транспорта и военной техники, которые можно приобрести и поставить в квартире на видное место. Модель (от фр. model: мера, образец, норма) - это масштабное воспроизведение существующего или ранее существовавшего объекта. Для игры они, естественно, не предназначены, т.к. многие их элементы проработаны очень тонко, и любая неосторожность может стать причиной поломки. Главным назначением моделей является удовлетворение ваших эстетических вкусов. А, имея в руках соответствующие каталоги или другую литературу, можно одновременно любоваться моделью и познавать историю оригинала, послужившего ее прототипом.

Напомним, что основным масштабом уменьшения при моделировании автотранспорта является отношение 1/43. А вот модели железнодорожного транспорта в таком масштабе могут позволить себе собирать только состоятельные люди, т.к. при длине локомотива 70 см. и вагонов около 50 см. потребуется целая комната для их размещения. Поэтому, для ж/д моделей более целесообразен масштаб 1/72 или 1/87. Применяются и другие масштабы, например, для военной техники - 1/35. Необходимо знать, что масштабные модели делятся на три укрупненные группы по характеру их изготовления, и это, соответственно, влияет на их стоимость.

Первая группа: заводское производство (З). Такая модель должна быть собрана из 70-100 деталей, иначе она по внешнему виду превратится просто в игрушку. Для легковых и грузовых моделей этой группы цены колеблются от 50 до 200 руб. Причем, в престижных магазинах (ДЛТ или Гостиный Двор) при больших торговых наценках (50% и более), при заводской цене, например, 50-100руб, покупка обойдется в пределах 150-ти руб. Есть смысл посмотреть что-то в городском Обществе Коллекционеров на секции масштабных моделей или в специализированных магазинах. Еще один момент. Значительно возросшая стоимость металла и электроэнергии в процессе изготовления приводят к тому, что металлические детали заменяют пластмассовыми. Такие образцы дешевле, но и представляют меньший интерес. Сейчас можно встретить одну и ту же модель и в металлическом и в пластмассовом исполнении, например, ВАЗ-21099 уже редко можно найти в металле. Поэтому, вы должны четко представлять, какой образец нужен: более натуральный или не очень. Учтите - правильно собранная модель должна скатиться по наклонной плоскости в 45 градусов и не менее 1 метра проехать по прямой (существовал такой ГОСТ).

Вторая группа: переделки (П). Дело в том, что из выпускаемых ранее промышленностью 250 образцов, производство 70-90 наименований просто утрачено. Умельцы берут похожий заводской образец и переделывают (удлиняют шасси, заменяют детали и т.п.), улучшая и изменяя внешний вид до требуемого. Стоят они от 150 до 300 рублей. В третью группу входят самоделки (С). Они, естественно, являются вершиной моделирования, и изготавливаются умельцами с "золотыми" руками. В таких моделях не применяется ни одной заводской детали, только под оси, например, может быть использована проволока от скрепки, все делается на кухне, в комнате, в мастерской своими руками от нуля, ведь и расчеты по уменьшению размеров в соответствующем масштабе надо выполнить самому. Конечно, такие образцы котируются очень высоко, есть десятки наименований, которые наша промышленность не сумела освоить и в ближайшие годы уже не выпустит. Это - ЗИС-110, ЗИС-101, М-20 "Победа" и многие другие. Соответственно, и стоят они не менее 300 рублей, а верхний предел не ограничен: может быть 100 долларов и выше.

С каких образцов начать собирание коллекции масштабных моделей? Попробуйте достать "Волгу" и ГАЗ-14 (правительственная машина) нижегородского (горьковского) производства, или украинские ЗИЛ-130 и ЗИЛ-5131. Интересны, также, наши питерские "полуторки" ГАЗ-АА, ГАЗ-3А завода "Двигатель" и ЗИС-5 (Катюша), освоенные ЛОМО. При незначительной разнице в ценах на данный момент, импортные образцы превосходят, к сожалению, наши по качеству и дизайну, но они не отражают нашу историю, наш быт. И последнее. Приобретая модель, осмотрите ее на наличие царапин, заусенец, сколов, трещин на корпусе и других внешних дефектов, прокатите модель некоторое расстояние, проверив таким образом отсутствие "косолапости" и люфтов колес, откройте и закройте все открывающиеся элементы, проверните и поставьте в исходное положение все вращающиеся и поворачивающиеся части. Вот и все, красивая вещь - ваша, можете любоваться ей сами или преподнести кому-то, ведь это - превосходный подарок!

Стараниями коллекционера заработало производство

Живет в Петербурге энтузиаст-коллекционер Александр Михйлович Шамаринов, обыкновенный горожанин, инженер, болеющий за престиж нашего города и готовый отдать все свои знания на пользу дела. Благодаря его настойчивости, подкрепленной исчерпывающими расчетами, на ЛОМО ожило несколько цехов, начавших выпускать масштабные модели автомобильного транспорта, причем часть их продукции идет на экспорт, в частности, в Америку.

В конце 1980-х разнообразные действующие масштабные модели автомобилей, локомотивов и других видов транспорта, а также военной техники выпускались и продавались во многих городах нашей страны. Эти красивые, привлекательные изделия радовали глаз и стояли на видных местах в домах их обладателей. Александр Михайлович, будучи в 1986 году в командировке под Красногорском, случайно побывал на выставке, посвященной 100-летию появления автомобиля. Там было представлено около 900 экспонатов отечественных и зарубежных масштабных моделей автомобильного и гужевого транспорта, воспроизводящих самые известные образцы, выпускавшиеся за этот период во всем мире. Из них российских моделей было всего около 10%. Это озадачило Шамаринова и он стал докапываться до истины.

Оказалось, раньше в одном только г. Марксе Саратовской обл. (бывшей "Мекке" отечественного моделестроения) начиная с 1972 года, когда было освоено их производство на объединении "Тантал", выпускалось 3 млн. экземпляров в год. В то же время, их трудно было найти в магазинах, даже существовал "черный" рынок. А почему? Производство было организовано на высоком технологическом уровне, качество соответствовало мировым стандартам, модели ценились за рубежом и в основном шли на экспорт. Александр Михайлович, бывая в служебных командировках и частных поездках в разных городах нашей страны, стал заглядывать в магазины и искать самые интересные экземпляры. Иногда "везло", иногда просто помогал случай. "Правительственную" машину ГАЗ-14, (считающуюся дорогой моделью), удалось купить за 8 руб., еще по старым ценам, на ярмарке в Нижнем Новгороде. Однажды г. Марксе, где он был проездом, в столовой разговорились с одним человеком, и у него удалось приобрести редчайшие модели очень недорого. Нередко в процессе познания выяснялось, что существуют вовсе "раритетные" экземпляры, например, бетономешалок на базе ЗИС-6 было в 1935-36 г.г. изготовлено всего 2 образца!

Шамаринов все больше "втягивался" в тему, стал постоянно посещать секцию масштабного моделирования Петербургского Общества Коллекционеров (сейчас он является ее председателем). Собиратели приносят журналы, вырезки, фотографии, в процессе общения поступает информация об отечественных и зарубежных новинках в сфере моделестроения, можно купить или выменять нужный экземпляр. Появляются там и очень интересные люди: так, несколько раз приезжал один француз, показывал фотографии своей коллекции из 5,5 тыс. моделей. Постепенно Александр Михайлович собрал картотеку, сравнивая где, как и сколько образцов производится у нас в стране и за рубежом, и открыл печальную истину: 70-80% предприятий подобного профиля просто "умерли". Тогда Шамаринов предложил смелую идею производства таких моделей в нашем городе на ЛОМО, с цифрами в руках доказав, что это будет выгодно: оживут цеха, заработает оборудование, люди получат рабочие места и т.д. Стали думать, какой же образец выбрать. Ценным советом помог известный коллекционер Жан Дмитриевич Голдобин, указавший на ЗИС-150 и ЗИС-5, модели которых никто не выпускал. Остановились на узнаваемой машине времен войны ЗИС-5 ("Катюша"), и в 1990 году ЛОМО начало производство этой и других интересных моделей. Так идеи коллекционера воплотились в реальность!

Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz