И блеск штыков, и киверов равненье!

 

"Чудо, что за солдатики!" - воскликнул мальчик из знаменитой сказки Андерсена. Именно так сегодня выражают восторг коллекционеры и любители военно-исторической миниатюры (ВИМ), имеющей родословную, уходящую в глубокую древность и изображающей воинов армий различных эпох.

Игрушечное воинство

Фигурки воинов из бронзы археологи находят при раскопках. Но широкое распространение миниатюра получила лишь в XVIII веке, когда началось массовое производство оловянных солдатиков. Золотым веком исторической миниатюры стала вторая половина XIX столетия - большие коллекции имели и русские императоры. Начало ХХ века было знаменательным в судьбе оловянных солдатиков: из игрушки они становятся объектом собирательства, во многих музеях мира экспозиции миниатюр занимают достойное место, существуют даже отдельные музеи. Лишь на заре перестройки фигурки вновь появляются в России. С помощью оловянных солдатиков-игрушек делают панорамы и макеты-реконструкции различных исторических событий. Что интересно, этот вид собирательства не похож на другие. Коллекционер зачастую сам изготавливает фигурки и является в большей или меньшей мере их автором, используя эскизы или готовые отливки. Создание фигурок - дело очень трудоемкое, требующее от мастера скрупулезной точности и большого терпения и превратившееся, по существу, в новый вид искусства. Освоив весь технологический процесс - эскиз, моделирование, отливку, гравировку и роспись, коллекционер создает совершенно новый образец. Такая работа требует от исполнителя таланта и навыков скульптора и художника, солидных исторических знаний, знакомства с письменными источниками, изобразительным материалом. В настоящее время существует классификация ВИМ по виду, масштабу, материалу и технологии изготовления. Для изготовления плоских, полурельефных или объемных фигурок используются либо принятый во всем мире способ отливки, либо своя собственная оригинальная технология. Применяются пять основных типов материалов - картон, сплав металла, пластмасса, гипс и дерево, а по технологии изготовления фигурки могут быть монолитные, сборные и композитные.

Командиры оловянных полков

Солдатики делались и раскрашивались кустарным способом - именно так начинали свою деятельность почти все студии ВИМ в Петербурге, производящие оловянные фигурки (сегодня в нашем городе их более десяти). В сентябре 2001 года одна из ведущих питерских студий "Синеус" стала организатором первой уникальной выставки ВИМ "Оловянные солдатики - это серьезно". По словам основателей "Синеуса" Андрея и Елены Скворцовых, идея выставки витала давно - им очень хотелось собрать всех энтузиастов города под одной крышей, поделиться опытом, познакомиться с наработками коллег. Выставка проходила в музее кукол и имела большой успех, пришлось даже продлевать ее работу. Посетители смогли увидеть все виды миниатюры, существующие сегодня: это и плоские, "нюрнбергские" фигурки (30 мм), и так называемые витринные миниатюры, и объемные игровые фигурки в масштабе 1:72 для тех, кто став взрослым, не оставил своего пристрастия к разыгрыванию баталий. Такие "коллекционеры-полководцы" скрупулезно изучают историю реальных кампаний и сражений, боевые расписания войск, характер местности и сводки погоды. На основании этой информации они изготавливают фигурки определенной эпохи, которые используют в своих сражениях, часами ползая по полу и передвигая игрушечные полки. О том, чем же так привлекателен для энтузиастов мир ВИМ, рассказывают руководители студии "Синеус" Андрей и Елена Скворцовы.

-- Почему вы обратились именно к военно-исторической миниатюре? Десять лет назад модно было покупать-продавать, а солдатики быстрой прибыли не обещали?

- Андрей. Оловянные солдатики - это особый мир, постигая который обретаешь любовь на всю жизнь: что-то магическое и прекрасное есть в этих фигурках, которыми можно любоваться часами. Все начинается с детства. В мемуарах многих исторических деятелей, в главах, посвященных детским и юношеским годам, немалая дань отдается воспоминаниям о любимых игрушках - оловянных солдатиках. В детстве игрушечными армиями командовали полководец Александр Суворов, Император Николай II, декабристы, шеф жандармерии Бенкендорф, художник Бенуа, академик Лихачев и многие другие известные люди. Мы тоже увлеклись оловянными солдатиками, а с конца 80-х попробовали их делать - подрабатывали в фирме, которая занималась ВИМ. Потом нам захотелось самим освоить процесс производства, мы чувствовали, что сможем это сделать и будем востребованы.

- Елена. Достичь чего-то серьезного можно лишь собственными силами, а Андрей хотел еще учиться и набираться опыта, боясь, что самостоятельность его погубит. Конечно, сложности были, я первое время боялась людей. Не просто было говорить с ними, объяснять свою позицию, поручать что-то, ведь принято считать, что люди творческих профессий себялюбивы, своенравны, недисциплинированны и капризны...

- Андрей. Сегодня в нашей студии около 60 человек. "Синеус", ставший уже лауреатом многих международных выставок - это живой организм, постоянно развивающийся, самостоятельный и имеющий свое лицо. Первоначально весь процесс, все стадии производства мы отслеживали сами, теперь у нас есть мастера-специалисты, которые этим занимаются. Иногда кажется, что какое-то подразделение уже живет независимой жизнью. Это как ребенок, которого ты воспитываешь, лелеешь, и вдруг замечаешь, что он уже сложившаяся самостоятельная личность. А что касается работы с творческими людьми, здесь нужно четко определить цель, суметь объяснить, аргументировать, создать команду единомышленников и ту атмосферу, в которой будет приятно и плодотворно работать. ВИМ это искусство, близкое к ювелирному, это возможность самореализации, материализации мысли. Приятно видеть шедевры, которые всего лишь несколько месяцев назад были идеей.

- Елена. Зачастую ты можешь присутствовать при рождении шедевра. Когда у нас собираются скульпторы, художники, историки, создается особая творческая атмосфера. Это как аура в церкви - заходишь в храм и чувствуешь, что попадаешь в другой мир.

- Андрей. Студия издает альманах "Военно-историческая фигурка", ведь наша деятельность требует консультации профессионалов. Когда в 90-е годы восстановился клуб любителей военно-исторической фигурки, там были люди, которые много лет систематизировали знания по истории армии и оружия. Мы обращались туда за консультациями, сначала даже не могли отличить гусара от гренадера. Позже возникла идея альманаха - научно-исторического журнала, который имеет читателей по всей России.  

Шедевры профессионалов

- В вашей студии творят только профессионалы?

- Андрей. Да, это наша принципиальная позиция и мы гордимся этим. Наши образцы отличают профессионализм скульпторов, ювелирная формовка и художественное литье, тончайшая филигранная миниатюрная роспись. Каждая модель - результат творчества целого коллектива. Но мы с вниманием и трепетом относимся к авторской индивидуальности. Сначала чувствовался так называемый "детский почерк" - многие из работ того времени кажутся сейчас несовершенными, подчас даже смешными. Мы прикладывали все усилия, чтобы учиться на работах известных зарубежных мастеров: в начале 90-х, когда был закрыт доступ к специальной литературе, все равно доставались блеклые ксерокопии, кассеты с записями мастер-классов, которые досконально просматривались и изучались нами. Постепенно мы получили возможность изучать литературу, периодику, учиться у зарубежных коллег - это был огромный опыт. Сейчас учатся уже у нашей студии, а на выставках восхищаются нашими работами. Студия дает возможность раскрыться профессионалам, результатом слияния их таланта с возможностями студии становится создание шедевров.

- Есть ли на Западе подобные студии?

- Елена. Да, существуют целые фабрики, занимающиеся производством оловянной скульптуры. Во Франции, например, это известная фирма "Андреа". Она производит готовую ВИМ, и так называемые KITы - наборы деталей, из которых коллекционер-любитель с помощью инструкции должен собрать фигурку и раскрасить ее. Собирание ВИМ особенно популярно в Европе и Америке и несколько веков считается одним из самых престижных увлечений. Владельцами известных коллекций были А.Франс, Р.Стивенсон, У.Черчиль, Император Наполеон. Во многих странах существуют объединения коллекционеров, проводящие выставки, аукционы, конкурсы. Специальная литература по этой теме выходит на всех языках мира. Наверное, популярность маленьких воинов обусловлена тем, что, в отличие от обычных игрушечных солдатиков ВИМ подразумевает полную историческую достоверность в сочетании с высоким художественным качеством исполнения.

- Елена. Мы выбрали новое для Европы "русское" направление (в моде были, в основном, рыцари) - фигурки казаков, гусар. Стали формировать собственный стиль, свое лицо.

- Изготовление оловянных фигурок это трудоемкий процесс?

- Андрей. Все начинается с идеи, с замысла. Толчком или источником может быть иллюстрация, или картина, или литературный сюжет. Потом привлекаются историки-консультанты, которые пишут своеобразный сценарий, показывают прорабатывают сюжет, позы, следят за историческим соответствием выбранный эпохи. Когда начинает работать скульптор, то мы все примеряем на себя роль моделей. Далее начинается собственно производство. Раньше скульпторы использовали специальный пластилин или ювелирный воск, материалы легко деформирующиеся и непрочные. Новые материалы, такие как термопластик и суперпластик, твердеющие при термообработке, дают больше свободы и позволяют делать сложнейшие модели. Скульптор запекает модель при температуре 130 С. Потом формовщики и литейщики оценивают технологичность фигурки. Теперь модель готова к формовке, и формовщик делает для нее формы. Литейщик заливает нагретый до определенной температуры специальный сплав, состоящий из олова и свинца в форму, и через несколько минут детали скульптуры готовы. Литейщик должен быть специалистом высшего класса: нужно буквально чувствовать оптимальное время и температуру. На следующем этапе начинается обработка и сборка: специалист удаляет дефекты литья, используя бормашину и сверла, потом собирает и спаивает детали. Нужно отметить, у нас технология производства такова, что комплект литья довольно легко собирать в фигурки, в отличие от западных KITов, часто не обработанных и плохо стыкующихся друг с другом. Коллекционеры неоднократно отмечали эту особенность наших изделий. Мастер по сборке обязательно учитывает и технологию росписи, ведь он должен собрать фигурку так, чтобы ее легко и удобно было расписывать. Художник расписывает модель специальными красками, используя кисти ручной вязки, которые делаются по заказу. Теперь фигурка готова и начинает новую жизнь. У нас каждый этап производства выполняется не обособленно, а в совместном сотрудничестве специалистов, что несомненно, сказывается на конечном результате. К тому же постоянно овершенствуются технологии и материалы, которые мы используем. Если старые материалы часто ограничивали творчески, то современные герметики, выдерживающие температуру до 300 С и обладающие необыкновенной пластичностью, позволяют делать сложные модели. Сегодня мы используем и новейшие лазерные технологии.

- Чем бы вы могли пожертвовать ради идеи?

- Елена. Наверное, многим, хотя иногда мы этого не замечаем.

- Андрей. Мы жертвуем определенной свободой, несколько лет мы работали в 16-метровой комнате, где жили с дочкой, а ночами сами красили фигурки. Это - жертва, но наше дело неотделимо от нас самих.

- Почему наши мальчики сегодня мало играют в солдатиков, а предпочитают разных монстров?

- Елена. Думается потому, что в России это направление досуга мало культивировалось в последнее время, хотя в Европе существуют богатейшие культурные традиции.

Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz