Восторг большого вальса

В преддверии 300-летия Петербурга на новом уровне и новом витке развития нашего города в XXI-м веке восстановлена традиция века XIX-го. В Государственном музее-заповеднике "Павловск" проходят концерты I-го музыкального фестиваля "Большой вальс в Павловске", возродившего знаменитые Штраусовские сезоны в великолепном пригороде культурной столицы России.  

В качестве почетных гостей на фестиваль, освещающий историю и современность классической популярной музыки в России и за рубежом, приглашены потомок великого композитора Иоганна Штрауса, Президент Венского института исследования творческого наследия семьи Штраус - Эдуард Штраус и директор Венской музыкальной библиотеки, один из крупнейших в Европе музыковедов, автор нескольких монографий о Штраусе Томас Айгнер. Музыкальные программы включают, вполне естественно, бессмертные творения как самого великого создателя вальсов и оперетт, так и произведения выдающихся композиторов легкой классической музыки - Дворжака, Брамса, Шуберта, Шумана, Кальмана, Легара, Глинки, Чайковского и многих других. В афише фестиваля помимо концертов открытия и закрытия - вокальный вечер, вечера фортепианных миниатюр, фортепианного и большого вальсов, приношение Штраусу и посвящение Павловску, Богемский аккордеон. Концерты, в которых принимают участие ведущие коллективы и солисты Петербурга и Москвы, проходят в Павильоне Роз по субботам и воскресеньям. Так устроено не случайно: приехав в Павловск, можно сначала погулять в одном из его прекраснейших заповедных парков и осмотреть Большой дворец. Дирекцию фестиваля возглавляет руководитель ГМЗ "Павловск" Николай Третьяков.

- Николай Сергеевич, чем живет сейчас Павловск?

- Начнем с того, что в Павловске находится единственный почти полностью восстановленный дворец в пригородах Петербурга, уникальный тем, что все музейные мемориальные вещи в нем - подлинные. Это также единственный в мире сохранившийся дворец эпохи Директории. Французы, приезжая к нам, видят кусок своей истории, - то, чего у них нет. Поэтому деятели культуры Франции и учителя французских лицеев - наши частые гости. Вообще, из полутора миллионов посетителей, которых мы ежегодно принимаем, триста тысяч - иностранцы, что позволяет нам выживать. Павильон роз, разобранный на дрова во время войны и открытый вновь в середине девяностых годов, сегодня позволяет нам с мая по сентябрь проводить два-три раза в неделю вечерние концерты, которые посещают зарубежные туристы, в основном американские. Надо видеть, какими становятся глаза этих людей после прослушивания божественной живой музыки. Они восхищаются тем, что в России есть такая любовь к культуре.

- Ваше видение "Большого вальса в Павловске"?

- Замечательная штраусовская музыка должна ассоциироваться с Павловском. Петергоф - столица фонтанов, Царское село - столица карнавала и пивных фестивалей. Павловск должен стать столицей музыки, как это было полтора столетия назад. Все русские композиторы работали при дворе Павла Петровича, в его резиденции почти ежедневно шли балеты, оперы и другие музыкальные постановки. В середине XIX века на последней станции железной дороги в Павловске имелся ресторан, сад с фонтанами и большой концертный зал, рассчитанный более чем на сто человек - воксхолл, получивший затем название Музыкального вокзала. Здесь пели Федор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Иван Ершов, выступали известные музыканты того времени из Германии и Франции. Из Вены был приглашен король вальса Иоган Штраус, - он приехал со своим оркестром, и его буквально разрывали на части от восторга. Штраусовские сезоны, на протяжении десяти лет привлекавшие в Павловск великосветскую публику из Петербурга, оставили заметный след в культурной истории России. Музыкальные вечера в концертном зале Павловского вокзала продолжались свыше ста лет, а сам зал часто называли "первой русской филармонией".

Владимир Дмитриев.

Hosted by uCoz