Куда летишь ты, антреприза?

Спектакль “Мертвые души”, инсценировка бессмертного романа Н. Гоголя, осуществленная Владом Фурманом и удостоенная премии “За новаторскую режиссуру”, вот уже 13 год при полных аншлагах идет в Театре “Русская антреприза” им. А. Миронова.

Интересные, необычные трактовки персонажей, талантливый актерский ансамбль, включающий всего лишь троих артистов из разных петербургских театров, современность прочтения бессмертного произведения - все это обеспечивает потрясающий успех постановки у зрителей любого возраста. В чем же секрет этого малобюджетного антрепризного спектакля, сработанного с минимумом декораций и антуража? О проблемах и путях развития современного театра с главным режиссёром “Русской антрепризы” беседует обозреватель по вопросам культуры Владимир Дмитриев.

- Влад, по каким критериям антрепризный театр сегодня существенно отличается от репертуарного? В чем тут плюсы и минусы?

- Антреприза в худшем виде – это когда собираются известные, примелькавшиеся актеры, которые берут немудреную пьесу в легком жанре, на скорую руку разучивают роли и играют их, зачастую вообще не обращаясь к помощи постановщика. Или наоборот, “зубастый” мэтр-режиссер наскоро сколачивает команду более-менее подходящих исполнителей и выпускает их на сцену. Когда серьезную работу нужно сделать быстро, на обкатку уже не остается времени, а ведь актеры должны “говорить на одном языке”, понимать друг друга с полуслова. Поэтому, художественной ценности такие развлекательные постановки, как правило, не представляют, а вот вкусовая планка зрителей с их “помощью” опускается все ниже и ниже. Даже само слово антреприза теперь стало нарицательно-ругательным. Несомненные плюсы – это идеальное распределение ролей, и возможность пригласить любого актера из любой труппы.

С другой стороны, актеры должны всегда быть “в тренинге”. Есть драматургия, которая требует от исполнителя определенной, длительной, до полугода и больше, подготовки. Как раз в государственном театре артисты и могут себе позволить довольно долго заниматься тренингом - репетировать и вживаться в образы.

- Вы являетесь главным режиссером театра “Русская антреприза”. Известно, что это единственный в нашем городе театр, совмещающий две модели - антрепризную и репертуарную. Может быть, это и есть идеальная театральная формация?

- Действительно, наш театр – уникальный. Антрепризность – это принцип работы, заложенный в структуре. У нас нет постоянной труппы, для участия в постановках мы в течение года приглашаем до ста актеров со стороны. Мы не зависим от властей, не имеем государственных дотаций, но свободны в выборе репертуара. В то же время мы осуществляем четкую политику репертуарного театра, в том числе - ставим русскую театральную классику и работаем с произведениями русских писателей. То есть, сохраняя экономическую структуру антрепризного предприятия, мы стараемся делать постановки высокого уровня, отвечающего лучшим традициям драматического театра. Таким образом, мы успешно показываем, что в антрепризе можно не только развлекать зрителя. Мы держим планку и делаем серьезные философские спектакли, стараясь избегать дешевых пьес. Причем режиссеры избирательно подходят к каждому такому проекту. А актерам очень важна самореализация на хорошем литературном материале, когда эмоциональное восприятие подкрепляется неким духовное слияние со зрителем, который увлеченно сопереживает, сидя три часа и воспринимая все на одном дыхании. Наш театр — это “открытое общество”, и мы можем принять в свои проекты любого художника из любой точки земного шара.

- Все вот говорят о какой-то театральной реформе. А что она предполагает, толком никто не знает. В чем, по-вашему, ее суть?

- Критические дискуссии вокруг театральной реформы идут уже несколько лет. И я тоже, действительно, о ней ничего не знаю. Очевидно, есть какие-то чиновники, которые получают зарплату и которым надо оправдывать свое существование. Они создают видимость работы. Но по большому счету их ничего не волнует кроме своего положения. На самом же деле проблемы существуют, их надо решать. Смотрите, в крупнейший московский театр им. Вахтангова с великолепными традициями никак было не найти руководителя. И люди подходящие есть, да их почему-то не берут. Мне кажется, чиновники должны хотя бы подбирать кадры, находить талантливых менеджеров. Дать им возможность поработать год-другой, а потом решать – продлевать с ними контракт или нет. А главное, актеры должны получать больше, пусть даже их будет меньше. Когда финансовая заинтересованность на среднем актерском уровне будет в кино и в театре примерно одинаковая, то артист уже подумает, будет ли он играть в “Гамлете” у Стуруа и сохранит имя или пойдет в низкопробный сериал. То есть, у него будет выбор. Большие деньги, которые крутятся в масс-медиа, “вытянутые” на компьютерах голоса, антрепризный и попсовый “чес” - очень сильно опускают творческую планку, но, понимаете, народ это “кушает”. И пока наш усредненный российский гражданин, общий уровень культуры которого оставляет желать лучшего, не научится отделять истинное искусство от низкопробных шоу - ситуация вряд ли изменится.

Текст и фото: Владимир Дмитриев

Hosted by uCoz