Текст и фото: Владимир Дмитриев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рожденный в блокадном Ленинграде

 

Петербургский государственный академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (бывший Блокадный) отмечает 65 годовщину со дня основания. За эти долгие годы театр определил свой творческий вектор, нащупал уникальный путь в искусстве, отметившись новаторскими, остро публицистическими  постановками современных пьес.

 

В середине XIX века Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом галереей, где размещались магазины, кондитерские, кабинет восковых фигур, анатомический музей и театральный зал, который назывался  «Пассаж». Здесь устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, выступали великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский. С начала ХХ века история  зала связана с именем великой актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув сцену Александринки, она в 1904 году открыла здесь собственный «Новый драматический театр», где играла современных героинь пьес Г. Ибсена, М. Горького. Сегодня художественный руководитель театра Виктор Новиков – гость нашего журнала.

 

- Виктор Абрамович, как труппа встречает юбилей? Какие вехи в истории вашего театра можно особо отметить?

 

- 18 октября 1942 года в блокадном Ленинграде наш театр дал свой первый спектакль «Русские люди». На этой сцене работали и блистательные актеры Елизавета Грановская, Владимир Честноков, Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Иван Дмитриев, Игорь Дмитриев, Станислав Ландграф, и выдающиеся режиссеры Леонид Вивьен, Сергей Радлов, Владимир Кожич, Борис Зон. На протяжении 25 лет театром  руководил  народный артист СССР Рубен Сергеевич Агамирзян. Будучи приверженцем реалистической театральной школы, он последовательно воплощал ее принципы в своих спектаклях. Его знаменитая постановка трилогии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала таким же символом для нашего театра, как «Чайка» для МХАТа. Можно отметить и публицистическую драматургию Михаила Шатрова, и первую постановку пьесы Григория Горина «Забыть Герострата», и спектакли Йона Друцэ.

 

Каждый год в этот день мы собираемся и вспоминаем людей, работавших здесь. Для нас это очень важно. Вот, в Малом фойе только что открылась выставка «Те, кто ушли…». Это фотографии актеров и режиссеров, оставивших заметный след в нашей истории. Но главное – театр жив, его любят и помнят, есть даже блокадники, которые видели наши первые спектакли. Поэтому, самый ценный подарок – это зрители, которые ходят на наши спектакли.

 

- Наверное, и приглашение в Японию со спектаклем «12 месяцев» стало настоящим подарком для театра? Как это случилось?

 

- Оказывается, в Японии Самуил Маршак – один из любимых драматургов. Там уже было поставлено бесчисленное количество спектаклей «12 месяцев». Популярность этой сказки у японского зрителя может показаться  странной лишь на первый взгляд. Традиция  постановки этой пьесы в Японии имеет давнюю историю. Ее знают  под названием «Лес живет» и ставят только на Новый год. Чудо для японского зрителя заключается в образе  самого леса этой сказке. В Японии в островной стране, без  лесных просторов, представление о лесе совсем иное. Поэтому живой русский  лес – тайна, нечто  непостижимое и нереальное. Эта сказка нужна, она не только пробуждает  ностальгические эмоции, но имеет  яркое познавательное значение.

 

Так вот, в прошлом году в 154 городах Японии, включая Токио, проводился фестиваль  российской культуры, входящий в программу сотрудничества между нашими странами. Японцы захотели посмотреть русский  вариант сказки в постановке одного из российских театров, и наш спектакль им очень понравился. Мы получили приглашение привезти «12 месяцев» для показов в  Токио и 5 раз сыграли спектакль на большой сцене при полных аншлагах. Успех был огромный. Сразу после этого турне поступили предложения о показах «12 месяцев» в Китае и Южной Корее.

 

- Хорошо. А какими премьерами вы порадуете зрителей в юбилейном сезоне?

 

- Первая премьера сезона – «Недалеко от Бога» по очень современной пьесе Ганны Слуцки. Нежная, искренняя история о людях, заброшенных судьбой на чужбину, о бывших русских, так и не пустивших корни на исторической родине. Их страдания, их любовь, их проблемы. В знойном Иерусалиме им снятся русские  березки. Но оказывается,  чувство родины приходит тогда, когда обретаешь любовь. А это может случиться не только у «стены плача». Потому что, для любви не существует границ, а понятие «недалеко от Бога», вообще – вне времени и пространства. Игорь Коняев уже приступил к репетициям лирической комедии  «Живой товар» по рассказам Антона Чехова. Комедию Пьера Бомарше «Севильский цирюльник»  поставит Сергей Черкасский. Главный приглашенный режиссер театра Александр Морфов работает над инсценировой по рассказам И. Бабеля. Очень интересный молодой режиссер из Македонии Люпчо Гергиевский  обдумывает постановку одной из  пьес Брехта.

Hosted by uCoz