В начале 1963 года был
создан один из самых легендарных музыкальных коллективов ХХ века, называвшийся Yardbirds.
Как группа, исполняющая интеллектуальный ритм-н-блюз,
Yardbirds были первыми, кто не побоялся включить в
свои произведения длительные импровизации. Они первыми принесли в рок элементы
грегорианского песнопения, индийской музыки и прочие интересные вещи. Жестоко
исполняя свои версии классических блюзов, они стали предвестниками тяжелого
рока. Они подарили миру Джимми Пэйджа, Джеффа Бэка, Эрика Клэптона, группы Renaissance, Armageddon, Box Of Frogs. На их развалинах возникли Led Zeppelin.
В
далеком 1962 году в клубах западного Лондона играла группа Metropolitan
Blues Quartet, из которой
позже и получились Yardbirds, первый состав которых
выглядел так: Кит Рельф (вокал, гармоника), Тони
"Топ" Топхэм (соло-гитара), Крис Дрея (ритм-гитара), Пол Самуэлл-Смит (бас-гитара), Джим Маккарти (ударные). Но что
же такое означало Yardbirds? Название группы
переводится, как "Дворовые птицы". В английском сленге -
"Новобранцы", в американском - "Заключенные" (представьте
себе тюремный двор). В сущности, любой двор это тюрьма, ограничивающее свободу
пространство, из которого могут вырваться только птицы. Право, хорошее название
– Yardbirds. Философское и эмоциональное, как
собственно и музыка этих парней. В 1964 году Топхэм
ушел из группы, и на его место пригласили Эрика Клэптона.
Уже с ним состоялось первое большое турне по Европе с легендарным блюзменом Сонни Бой Уильямсоном, а чуть позже вышел концертный альбом
"Five Live Yardbirds", очень хорошо отразивший атмосферу того
времени. Клэптон успешно вписался в группу, став
звездой их шоу и заработав ироническое прозвище "Медленные руки". Он играл на первых двух синглах Yardbirds "I Wish You
Would" и "Good Morning Little Schoolgirl". В
марте 1965 года, после выхода суперуспешного хита
"For Your Love", Клэптону показалось,
будто Yardbirds становятся слишком
коммерческими, и он покинул группу, чтобы присоединиться к Bluesbreakers Джона Майалла. А
между тем Yardbirds, недолго думая, стали активно
зазывать в группу Джимми Пэйджа, но он упорно
сопротивлялся и порекомендовал вместо себя Джеффа Бэка, который и заменил Эрика Клэптона.
Бэк добавил звучанию группы красоты и яркости, сделав
вещи "Heart Full Of Soul", "Evil Hearted You"
и "Shapes Of Things" хитами, а также появился с группой в известном
фильме Антониони "Blow
Up" ("Фотоувеличение"). Но такой
"золотой" состав просуществовал недолго, так как группу покинул басист Пол Самуэлл-Смит,
смущенный тем, что вокалист Кит Рельф ежедневно
напивался в стельку перед концертами. И вот тут снова появился прекрасный
гитарист Джимми Пэйдж, отклонивший в свое время
предложение от Yardbirds присоединиться к ним после
ухода Клэптона. Весной 1966 года, разочарованный
своей судьбой, он стремился избавиться от круговорота жизни сессионного
музыканта и был счастлив принять предложение Джеффа Бэка поиграть на басу,
хотя раньше этого и не делал. Итак, Пэйдж стал играть
на басу в Yardbirds. Однако, Бэк,
ставший к тому времени довольно необязательным, однажды не пришел на концерт, и
бас-гитару взял Дрея, так с тех пор с ней и не
расстававшийся. А Пэйдж остался соло-гитаристом
наравне с Бэком. Группа с двумя лидер-гитаристами прославилась своими живыми шоу. В
хорошие вечера их можно было признать лучшей концертной группой мира, но
слишком часто здоровое соревнование между двумя гитаристами перерастало в
открытый конфликт. Джеффа заела ревность, так как Пэйдж каждый вечер играл блестяще, а Бэк
становился все более непредсказуемым, всячески безобразничал и срывал концерты.
Это привело к тому, что с Бэком препочли
расстаться. К тому времени менеджером группы стал Питер Грант. Щепетильно
честный со своими музыкантами и искренне озабоченный их материальным
положением, он устроил им очень прибыльное турне по Австралии. Деловые качества
Гранта вскоре привели к тому, что он заслужил любовь и доверие Пэйджа. Их деловое сотрудничество длилось пятнадцать лет и
полностью перевернуло популярную музыку. В 1968 году Рельф
и Маккарти ушли, чтобы создать дуэт Together, затем фолковую Renaissance, а
позже - Armageddon. Дрея переквалифицировался в фотографа, а Пэйджу с Грантом осталось название и контрактные
обязательства. Пэйдж объединился с Джоном Полом
Джонсоном, сессионным басистом, вместе с которым он работал с Лулу, Донованом и множеством
других. Они начали поиск музыкантов, чтобы воссоздать Yardbirds,
и им посоветовали Роберта Планта, вокалиста из Band Of Joy.
Плант притащил в группу барабанщика Band Of Joy
Джона Бонэма, и квартет отправился в турне по
Скандинавии под названием New Yardbirds,
первый альбом которых вышел уже под названием Led Zeppelin.
Группа
под назваием Yardbirds
играла в 1983 году в лондонском клубе "Marquee"
во время празднования своего юбилея. Правда, состав был далек от оригинального,
от него остались лишь Крис Дрея,
Пол Самуэлл-Смит и Джим Маккарти. Кита Рельфа, трагически погибшего в 1978 году от удара
электрическим током, заменил Джон Фиддлер из Medicine Head, одного из
последних проектов Рельфа. В группу также вошел Джон Найтсбридж из группы Маккарти Ruthless Blues. Этот состав записал один альбом,
спрятавшись под названием Box Of
Frogs. Box Of Frogs распались после второго
альбома, и пути музыкантов опять разбежались в разные стороны. На этом дело об
истории группы Yardbirds, можно считать закрытым.
Подготовил Владимир Дмитриев
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|