Иду по жизни с песней!
Второй открытый конкурс юных вокалистов
«Звуки музыки» проводит «Радио России – Санкт-Петербург». Одаренные дети смогут
воспользоваться уникальной возможностью заявить о себе, сделать первый шаг на
пути к звездной карьере.
Победители в
номинациях получат дипломы и смогут записать дуэт с популярными петербургскими
артистами. В жюри конкурса входят
такие известные исполнители, как «Терем Квартет», Станислав Пьеха, Сергей Рогожин и Лариса Луста, а возглавляет его народный артист России Эдуард Хиль. С именем певца, представляющего прекрасные традиции
«ленинградского» стиля – той доброкачественной эстрады, которая никогда не уйдет
со сцены, независимо от тенденций рынка и моды – ассоциируется замечательная
история советской песни. Он исполнял произведения лирические и задорные,
героические и мужественные, песни-баллады о человеческих судьбах. С гостем
редакции, народным артистом России Эдуардом Хилем
беседует журналист Владимир
Дмитриев.
– Эдуард Анатольевич,
как молодой исполнитель мог обратить на себя внимание в советское время?
– Всевозможные конкурсы проводились тогда
довольно часто. Помню, был фестиваль «Белые ночи», в котором участвовали и
профессионалы, и самодеятельность, и студенты театральных и музыкальных учебных
заведений. Работали десятки дворцов культуры, где на высочайшем уровне
преподавались и оперное искусство, и камерное, и песенное, и актерское
мастерство, и навыки игры на народных инструментах. Выступали потрясающие
самодеятельные коллективы, хоры и ансамбли. На радио и телевидении были детские
редакции. Таким образом, молодые артисты могли пробиться «наверх», получить
известность у широкой публики.
– А вы каким образом отличились?
В оперной студии
Консерватории, где я занимался вокалом, мы, молодежь, поставили спектакль Обера «Черное домино». Я там исполнял комическую партию
лорда Эльфорда. Спектакль понравился комиссии, мы
выступили на фестивале «Белые ночи» и получили дипломы лауреатов. Это очень
льстило таким молодым исполнителям, как мы. Но узнавать меня стали в начале
шестидесятых после победы на Всероссийском конкурсе в Москве. В жюри там были
такие легенды эстрады, как Клавдия Шульженко и Леонид
Утесов.
– Как сейчас, по вашему, развивается ситуация с детским
творчеством?
– Сегодня акценты,
безусловно, сместились в коммерческую сторону. Поэтому очень хорошо, что
конкурсы и фестивали для одаренных детей все же проводятся. Их должно быть еще
больше, но этим процессом надо руководить, направлять его в нужное русло.
Хотелось бы, чтобы и менеджеры не просто брали готовенькое, а оказывали реальную помощь начинающим артистам.
Предположим, выделяли бы средства для создания произведений для детского
исполнения. Потому что в настоящее время дети поют на конкурсах все, что
придется.
– Вы участвовали во
многих фестивалях и конкурсах. Какие моменты особенно запомнились?
Мне довелось
представлять нашу страну на популярных фестивалях в Сопоте и в Ополе. Я был членом
жюри Сочинского фестиваля политической песни, а в 1969 году возглавлял жюри по
вокалу IV-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вот этот конкурс наиболее
запомнился. Собрался очень сильный состав участников из всех союзных республик.
Мы отметили тогда «Песняров», «Ореро» и Льва Лещенко. При этом
надо было прислушиваться к мнению номенклатурных чиновников и партийных
деятелей. В итоге все остались довольны.
– На что должен
ориентироваться каждый артист в своей творческой
карьере?
– Главное – никогда
не останавливаться, сколько бы лет тебе не было, каких бы высот ты не достиг.
Надо все время делать что-то – петь новые песни, придумывать новые программы.
Разве художник может остановиться, написав одну-две картины. Вот, Илья Репин до
самой смерти рисовал, хотя кисть держал в левой руке. Правая уже не работала.
Так и артист – он не может без конца исполнять одни и те же песни, будь они даже
очень популярны. Конечно, проще всего
эксплуатировать то, что когда-то имело успех. Помните, около десятка групп скрывалось под именем «Ласковый май» и столько же
прикрывались «Миражом». А теперь всеми любимые «Песняры» распались на несколько
коллективов с похожими названиями. Берут старые фонограммы, выступают с
концертами. Но ведь это обман, а не шоу-бизнес. Разве можно представить себе,
что есть два Тома Джонса? Ну давайте, второй Битлз сделаем?! У нас теперь всё возможно. Как говорится,
было бы смешно, если бы не было так грустно. В живом исполнении и заключается
прелесть вокального искусства, где бы это ни происходило – в опере или на
эстраде. В зависимости от того, как ты себя ощущаешь в этот момент, так и
прозвучит музыкальное произведение – ария, дуэт, баллада,
песня.
– Победители конкурса
получат возможность записать дуэт со звездой. Кстати, сейчас мэтры эстрады с
удовольствием поют с молодыми звездами. Модно также исполнять ремиксы на известные произведения. Как вы к этому
относитесь?
– В общем,
положительно. Помните, у нас была такая программа «Хиль и сыновья». Мы с записали
несколько песен, популярных в 1960-70 годах, снимали клипы, ездили по стране и
за рубеж. И сейчас что-то поем вместе. Теперь мы планируем выпустить диск под
названием «Дедушка, папа и я – музыкальная семья», включающий много новых
произведений, написанных сыном и другими композиторами. Но все же, ремиксы это хорошо, когда вещь лучше сделана, чем когда-то
звучала. А не для того, чтобы просто добавить себе
популярности.
– Вы, как
популярнейший певец и председатель жюри,
что можете пожелать молодым вокалистам, участникам конкурса «Звуки
музыки»?
–
Пользуясь возможностью, я хочу через вашу газету передать свои пожелания тем молодым людям, что делают свои
первые шаги в искусстве, начинают соприкасаться с прекрасным – с музыкой, со
стихами, с песенной культурой. Не останавливайтесь на первой, пусть даже
удачной записи. Помню, было так, что я несколько раз перезаписывал песню, в
которой угадывал шлягер. Переделывал аранжировку, старался спеть ее по-новому,
приглашал других дирижеров и музыкантов. И добивался того, что песня становилась
популярной. Не расстраивайтесь, если ваше исполнение «не прозвучало».
Тренируйтесь, оттачивайте мастерство, чаще выступайте перед родными и знакомыми,
в школе и в институте. Главное – это живая публика, она реагирует, оценивает. И,
когда подойдет новый конкурс, вы уже будете готовы к нему. Чтобы стать звездой
на эстраде надо прежде всего сделать свой репертуар.
Работать с композиторами, которые знают твой диапазон, твои вокальные
способности, понимают с каким сопровождением «прозвучит» та или иная песня. Да и тексты должны быть «без сучка, без задоринки», чтобы каждое слово было понятно.
Идите по жизни с песней!
Владимир Дмитриев