Михаил Светин. Ищу современную пьесу...
За сорок лет
активной творческой деятельности народным артистом России Михаилом Светиным сыграно более ста блестящих ролей
в кино и более 50-ти - в театре, его многогранный талант блистательно проявился
в радио- и телеспектаклях, в концертных программах и эстрадных номерах, на
бенефисах и авторских вечерах. Сегодня Светин в раздумьях: в Театре Комедии
им.Н.П.Акимова, c которым связаны более 20-лет жизни артиста, под угрозой срыва
спектакли с его участием.
Спектакль-бенефис
"Даешь Америку!" ("Слон"), по пьесе, взятой в свое время специально
для ведущего артиста театра, пользовавшийся успехом у зрителей, выявивший
неисчерпаемость творческого потенциала и ставший полным триумфом мастера, начал
разваливаться из-за неудовлетворенности Светина вторым актом. Но переделывать
его никто не собирается, и, как заявил сам Михаил Семенович, с января месяца
спектакль играться не будет. Второй спектакль "Тень", покорявший
ярким актерским гротеском Светина, не идет уже более полугода - там нужно
обновлять состав и декорации. Остались всего два спектакля: "Синее небо, а
в нем облака" -- грустная трагикомедия о жизни, о человеческой судьбе, о
женщинах и "Трудные люди" с их проникновенным лиризмом. Правда,
Михаилу Семеновичу была предложена роль в премьерном спектакле "Доктор философии",
но проблем сегодняшних, по мнению Светина, эта пьеса не раскрывает. А он устал
играть развлекательные роли. И еще -- парадоксальная ситуация. Пригласили в
Москву в антрепризу с Ниной Руслановой. Это тот самый "Слон", только
с сокращенным составом персонажей, который здесь в Питере, фактически, уже снят
с репертуара! Конечно, зовут и в кино: есть предложение сняться в роли Семена
Пищика в "Вишневом саде" по Чехову.
- Михаил
Семенович, какая новая роль могла бы вас сегодня заинтересовать?
- Ищу интересную
современную пьесу. У меня дома уже целая кипа пьес. Я их читаю и не могу найти
ту, которая содержала бы что-то теплое, человеческое, смысловое. Люблю и
грустное и смешное, но не хочу, чтобы сюжет был чисто развлекательный. Пьесы
лично мне уже года полтора присылают со всех сторон: из Израиля, из Уфы, из
Владивостока, с БАМа. Много ерунды, даже отвечать порой не хочется: играть
современных богатых самодовольных людей, вроде директора банка я не хочу. Пока
только одна пьеса, довольно оригинальная, писателя из Уфы – показалась приемлемой
для меня: смешная и грустная история, этакая народная трагикомедия на шесть
персонажей. Прислал ее человек странный: ни одного слова мне не написал, только
вложил свое произведение - и все. Сейчас думаю, где и как лучше осуществить ее
постановку. Предлагают и антрепризы, но ведь это - только денег заработать! Мое
амплуа, если хотите, - трагедия маленького человека, чаплинская тема, когда
человек бьется над куском хлеба духовного, когда одиночество или любовь
несоизмеримая. Мечтаю сыграть несчастного такого (нынешний полубомж), особой
судьбы человека - Расплюева в "Свадьбе Кречинского". Хочу изменить
чуть-чуть пьесу, но без новаторских изысков, приблизив ее к нашей сегодняшней
жизни, чтобы сразу были узнаваемы персонажи. Не люблю чисто "режиссерских"
спектаклей, когда часто не понимаешь, что происходит и для чего. Режиссер
должен растворяться в актере -- это мы наблюдали у Товстоногова и других
больших мастеров. - В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Аркадия
Райкина. Расскажите о ваших отношениях с этим великим артистом? - Это длинная
история, о которой нужно отдельно говорить. Если коротко, Райкина я
"ловил" 6 дней кряду, наконец, прочтя Чехова и Михалкова, сразу ему
понравиля. Он пригласил меня учеником в труппу, хотел взять специально для меня
учителя по мастерству. А я отлынивал от репетиций, вел себя вызывающе, лез не в
свое дело и даже пытался Мастера учить, сидя у него в гримерке. Мол, здесь вы
конец неправильно играете. "Миша, ведь так режиссер решил. Но мы
подумаем" -- терпеливо вздыхал Аркадий Александрович. Дело дошло до того,
что в спектакле "Времена года" я попытался выйти на сцену вместо
Райкина! Меня терпели три с половиной месяца, считая придворным шутом, но
почему-то советовались со мной, -- спрашивали, как бы я то или другое сыграл.
Вскоре эта трагикомедийная ситуация разрешилась тем, что я поскандалил с одним
из артистов, и меня выгнали.
- Служение
артиста театру это нелегкий труд, создание новых качественных спектаклей, в
которые вкладывают свою лепту множество людей творческих, это тоже своего рода
производственный процесс. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на сегодняшнюю
нашу театральную жизнь?
- Мне кажется,
что сегодня питерские театры находятся в упадке и разительно отличаются от
московских. Там деньги, -- а это значит лучше режиссеры, которые имеют
возможность делать то, что они задумали, там больше режиссерских театров -
Виктюка, Фокина и других (хотя я больше люблю актерский театр). Отсюда и более
разнообразные, более интересные и качественные спектакли.Но хорошие режиссеры и
драматурги "стоят" дорого, такие деньги питерские театры заплатить не
в состоянии. К тому же и у артистов наших зарплата не велика, вот и
разбредаются они по сторонам. Получается, что сегодня театральное искусство
зависит от денег, и никуда от этого не денешься. Спонсоры в Питере пропали: у
меня есть проекты, а осуществить их не могу! Но, хотя меня уговаривали перейти
к ним и Марк Захаров, и Андрей Гончаров, и Леонид Трушкин, Москву я не люблю и
туда насовсем не поеду.Наше поколение было влюблено в питерских артистов
Черкасова, Симонова, Меркурьева. Они обладали актерской "породой",
громадным человеческим и сценическим обаянием, которое ни купить, ни сыграть
невозможно, которое дается Богом и составляет самую яркую часть таланта.
Настоящий артист должен быть любим зрителем.
- Каких критериев
должен придерживаться артист, соглашаясь на участие в рекламе?
- Деньги нужны,
но попасть в очень плохую рекламу очень легко. Я прошу привезти сценарий и
подробно изучаю все моменты: что и как рекламируется. Стараюсь сниматься
где-нибудь на стороне и в меру. Содержательный и смешный сюжет должен быть
этически выдержан. По жизни осторожно отношусь к тому, что усиленно
рекламируется, -- вижу в этом подвох.
-- Чем заполнена
ваша жизнь помимо театра и кино? Есть ли хобби, чем любите заниматься дома?
-- Надев смокинг,
читаю Зощенко и Жванецкого на своих творческих вечерах, которые зачастую длятся
больше двух часов. Дома обожаю смотреть новости по телевизору. Могу, сочиняя и
фантазируя, долго играть на пианино и при этом напевать втихаря. Главное хобби
-- две мои внучки Александра, ей скоро годик, и Анна, которой уже тринадцать.
Машину никогда не водил -- боюсь и жене не разрешаю.
- Какие продукты
традиционны для вашей семьи, что из еды всегда можно найти в вашем доме?
- Дочь Света с
зятем Сергеем сейчас живут в США, в Нью-Джерси - у него там контракт на три
года. Поэтому всеми покупками ведает моя жена Бронислава Константиновна. Да и
сам по магазинам хожу с удовольствием, меня всегда хорошо встречают и
обслуживают, а то и подарки, и скидки предлагают. Люблю забегать в маленькие
кафешки попить кофе. Дома всегда полно всякой еды от борща до кефира и зелени,
но я сейчас больше ем не то, что люблю, а то, что мне предписано диетой после
операции на сердце. Это овощи, рыба, нежирная говядина. Люблю черный хлеб (с
детства сохранилось желание вдоволь наесться хлеба), - я могу зараз съесть
полбуханки. Не могу отказаться от сала, от шашлыка, от кофе, люблю иногда
рюмочку пропустить, хотя все это мне категорически запрещено.
- Как вы
оцениваете сегодняшний наш сервис и обслуживание?
- Начнем с
банальнейшей, но огромной проблемы: как вызвать сантехника.Ведь он порой по три
дня не приходит, хотя все ему готовы дать денег, и зарплата у него в три раза
больше, чем у народного артиста в театре. В парадной грязь, лампочки не горят,
во дворе и прямо на тротуарах на Фонтанке - собачье дерьмо. Это праздник, когда
там появляется дворник. А висит объявление: требуется дворник, зарплата 4600
рублей. Больше в два раза, чем мой оклад. Поэтому и начинать надо с того, что
нас окружает.
- Каким образом
производитель должен привлекать покупателя?
- За границей,
например, в Америке (знаю по личному опыту, часто бывая там в гостях у дочери и
сталкиваясь с этим на каждом шагу) идет настоящая битва за клиента. Везде
баснословные скидки, дополнительные услуги, обслуживание высочайшего уровня.
Купил две индейки, третья -- бесплатно. Набрал товаров на 250 долларов - получи
на все 20% скидки. Еще и подарки вручат. Слона из Африки привезут, и это не
голословно. Помните байку? Объявление в ресторане: тысячу долларов тому
посетителю, кто закажет любое
придуманное блюдо
и его не получит. Один заказал уши слона и булочку. И ему выплатили $1000 - с
ушами-то не было проблем, просто в тот самый момент закончились булочки... Это
реальный сюжет: здесь и готовность удовлетворить любое желание клиента, и
престиж фирмы. В американский магазин вы вправе вернуть практически любую вещь
в течение трех месяцев со дня покупки, не объясняя причину возврата.
Инструменты, электронику, технику, обувь, одежду, вплоть до нижнего белья. Если
нет чека, можете купить на эту сумму другие товары. С чеком вообще никаких проблем
- не хочу, не нравится, возьмите обратно! Мало того, можно вернуть товар в
любой магазин этой фирмы в другом городе. Или, например, купил батарейки, а на
них вскоре объявили скидку почти на 40%. Иду в магазин и говорю, мол я тоже
хочу по цене со скидкой. Пожалуйста, получите разницу. Телефонные компании
наперебой предлагают дисконтные карты, льготные тарифы: позвонить из Америки в
Петербург много дешевле, чем звонить отсюда. И многие, особенно наши русские,
всем этим пользуются. Вот, если бы у нас так боролись за клиента!
Владимир Дмитриев
Фото Алекс
Федечко-Мацкевич.